Праздность — начало всему злу

Василий Никитич Татищев (1686 – 1750) — известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель, автор первого капитального труда по русской истории «Истории Российской», основатель Ставрополя (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. Сражался в битве под Полтавой, участвовал в Прутском походе. 

В 1720 по указу Петра I был направлен на Урал для руководства казенными уральскими заводами, где занимался строительством новых заводов на Урале, основал Екатеринбург, заложил город Пермь, открыл ряд горнозаводских школ, стремился увеличить использование вольнонаемного труда на заводах.

Активная деятельность привела Татищева к столкновению с промышленниками Демидовыми, которые обвинили его во взяточничестве. Следствие над Татищевым, проведенное по указу Петра I, доказало его невиновность. Но Демидовы добились своего: Татищев уехал с Урала. После этого он побывал в Швеции, затем служил в монетной конторе. В 1730-е годы управлял Уральским краем, руководил Оренбургской экспедицией, в начале 40-х исполнял обязанности губернатора Астраханского края.

Старайся, чтоб ты никогда никому и ничем не был должен. 

Праздность — начало всему злу, а богатство — причина праздности.

Усмотрено, что во всех этих местах <Урала>… леса на дрова без надлежащей бережи рубят… Дело дойдет до того, что лесом ни в пятьдесят лет дождаться надежды нет.

Ирень, (река, на которой стоит Кунгур), чья вода светла, но так противна вкусом, что скоты пить не могут. А причина… что в оную многие реки из известных мест (известняковых пород) вышедшие впадают.

Здесь ландкарты Пермскую, Вятскую и Угорскую нашел я весьма неправы, и для того велел вновь описать и мерять; к тому же в степи за Уралом, до сего времени наугад положенной, немалую часть описал.

Счастлив был для меня тот день, когда на Поле Полтавском я ранен был подле государя, который сам все распоряжал под ядрами и пулями, и когда по обыкновению своему он поцеловал меня в лоб, поздравляя раненным за Отечество. Счастлив был в тот день.

Любовь так часто помрачает ум наш, что мы иногда наше благополучие, здравие и погибель презираем.

Всяк человек не без греха, которому особливо подвержена колеблющаяся младость.

Посредственная красота и равность лет или жена менее десятью летами моложе к сожитию есть лучше. Как известно, в красивейшем яблоке наиболее черви, а при лепоте женщин продерзости находятся, для того оное бывает небезопасно.

Содержи людей своих в строгости, но будь также к ним приветлив и милостив; помышляй, что между тобою и слугою по человечеству никакой разности нет; покажи себя им хорошим примером и знай, что господин бесчестнее своего служителя, ежели тот бывает порокам его свидетель.

Воле человека положена узда неволи для его же пользы, да чрез то протчия благополучия в уравнении возможным иметь и в лучшем благополучии пребывать возможет.

Истинное увеселение в детях есть разум и способность к приобретению добра, а отвращению зла. Разум же без научения и способность без привычки или искусства приобретена быть не может.

Нам всегда так со стороны кажется, что кто в богатстве и славе живет, тот в совершенном благополучии живет, токмо в том весьма ошибаемся. Ибо ежели б на их внутреннее состояние посмотрели, то б, конечно, иначе рассуждали, и лучше нашли бы, что оные от недостатка разума всегда тем, что они есть и что имеют, недовольны, но всегда большего чести, или увеселения, или богатства желая, а довольно никогда получить могуще, непрестанно совестию мучася, в беспокойстве пребывают. Противно же тому, разумный человек, невзирая на других об нем мнения, сам всем доволен и совестию спокоен; а когда оное приобрел, то ему равно как бы он всея земли владетель был.

Всяк может видеть, сколько монархическое правление государству нашему протчих полезнее, чрез которое богатство, сила и слава государства умножается, а через протчее умаляется и гниет.

От многих людей, особливо от философов, для избежания светской суеты, почитается состояние холостого за жизнь спокойную; блаженным именуют они того, который, не будучи женат, не носит на плечах своих тяжелого сего бремени. Соглашусь и я с их мнением из долговременного моего искусства.

Могу доказать, сколь много женитьба препятствует в наслаждениях человеку, душевном спокойствии; воистину состояние холостого брачному предпочесть должно, но только надобно содержать себя в чистоте и иметь перед Богом совесть непорочную и сердце чистое.

История не иное есть, как воспоминание бывших деяний и приключений, добрых и злых.

Никакой человек, ни одно поселение, промысл, наука, ни же какое-либо правительство, а тем более один человек сам по себе, без знания <истории> совершенен, мудр и полезен быть не может. 
 
В истории не токмо нравы, поступки и дела, но из того происходящие приключения описываются, яко мудрым, правосудным, милостивым, храбрым, постоянным и верным честь, слава и благополучие, а порочным, несмышленым лихоимцам, скупым, робким и неверным бесчестие, поношение и оскорбление вечное последуют.

Источники: «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная», «История Российская. Часть I, М. Ципоруха «Первопроходцы. Русские имена на карте Евразии». Источник фото tltmuseum.ru.

Читать далее: 

Моя жадность беспредельна: «Правила жизни» пилота и поэта Василия Каменского. 

Россия не должна быть беспутной: «Правила жизни» пермского предпринимателя и мецената Николая Мешкова.

Большая власть – это и большое одиночество: «Правила жизни» «царя Бориса» - Бориса Коноплева, более 20-ти лет руководившего Пермской областью в советские годы.

Алина Комалутдинова (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости