Поймай волну: как и где в Перми работают «зеленые волны» для транспорта
Еще четыре года назад на дорогах Перми работали всего три «зеленые волны», которые позволяли успевать транспорту проезжать на зелёный сигнал светофора абсолютно на каждом перекрёстке.
Сегодня в Перми «зеленых волн» гораздо больше. Три года их разрабатывал сотрудник Пермской дирекции дорожного движения Никита Миронов. «Я работал ведущим инженером в отделе Контроля и Управления Дорожным Движением. В 2022 году переехал из Перми, но продолжаю активно принимать участие в жизни города», - говорит Никита.
Эксперт по организации и управлению дорожным движением Никита Миронов рассказал ТЕКСТу, где в Перми работают транспортные «зеленые коридоры», как поймать водителям «зеленую волну» и чем еще можно «прокачать» пермские светофоры:
Первые в Перми «зеленые волны»
Когда появилась первая «зеленая волна» в Перми, точно не могу сказать. Но когда я начал работать в феврале 2019 года в Пермской дирекции дорожного движения, в городе было всего три «волны»: для личного автотранспорта по Шоссе Космонавтов и Комсомольскому проспекту и трамвайная - по улице Ленина.
За свой период работы в дирекции я старался по максимуму внедрить «зелёные волны», чтобы улучшить движение в городе. Сейчас в Перми «зеленых волн» гораздо больше.
В Москве и Питере более вероятно, что «зеленые волны» появились раньше, но сейчас, работая в том числе со светофорами в Москве, могу сказать, что степень проработки в Перми гораздо выше.
«Зеленый коридор» для индивидуального транспорта
Первой моей работой была «волна» по Героев Хасана от Белинского до Липовой Горы, которую с моим участием изменили в октябре 2023 года. Далее были разработаны «зеленые волны» по Чкалова (от Куйбышева до м/р Зелёное хозяйство), Шоссе Космонавтов (от Мильчакова до Промышленной), Энгельса-Малкова (от Локомотивной до Космонавтов), Попова-Куйбышева (от Куйбышева-Механошина по Куйбышева до Пушкина и далее по Попова до Борцов Революции), Ленина от Попова до пл. Гайдара и светофоры на Екатерининской/Хохрякова и Окулова/Петропавловская.
Также «зеленый коридор» для личного транспорта работает на Комсомольском проспекте (от Советской до Белинского, включая пл. Комсомольскую), Революции-Макаренко-Уинская (от Компроса до Юрша), Островского (от Пушкина до Тимирязева), Гагарина (от Ушинского до Старцева). Есть «волны» на участках по улице Уральской, Крупской,1905 года, Екатерининской, Клименко, Боровой, Ветлужской и т.д.
«Зеленая волна» для общественного транспорта
Сегодня в Перми организованы пока четыре «зеленые волны» для общественного транспорта. Три трамвайные - по улице Ленина от Островского до участков на улице Куйбышева и Петропавловская, по улице Горького от Ленина до Пушкина (кроме Луначарского) и по Борчанинова от Ленина до Екатерининской. В июне 2022 года, после завершения реконструкции Ленина по проекту «Безопасные качественные дороги» и переносе трамвайной остановки ЦУМ, «волна» для трамвая была пересчитана.
Также в этом году в Перми запустили «зеленую волну» для автобусов на улице Пушкина. Она открыта на участке от Комсомольского проспекта до ул. Горького.
Как поймать «зеленую волну»
Почти все из перечисленных «волн» работают по одному правилу. Утром для удобства въезда жителей в центр города они работают в утренний час пик с 07:00 до 09:30 и в дообеденное время с 09:30 до 12:00. В остальное время «волны» организованы по направлению на выезд из центра города - для удобства выезда в спальные районы. То есть волны сделаны для удобства движения в одном направлении с «широким коридором», а не двухсторонние и с «узким коридором». В Перми «зеленая волна» работает и в ночное время.
Расчетная скорость движения на всех «волнах», за исключением нескольких, составляет 50 км/ч. При такой скорости достигается максимальная пропускная способность улично-дорожной сети. Эту скорость может поддерживать не только легковой транспорт, но и грузовой и общественный. В среднем, водителю рекомендуется ехать со скоростью 45-55 км/ч, чтобы оставаться в «коридоре зелёной волны». Волна для общественного транспорта рассчитывается на скорость движения примерно 29-32 км/ч.
Отдельно можно выделить «волны» по улице Чкалова и 1905 года. Они рассчитаны на 40 км/ч из-за плотного движения и неудовлетворительного состояния перекрестков с Куйбышева и Хасана (это для Чкалова) и из-за парковки и частом расположении светофоров и малого радиуса поворота с 1905 года на Соликамскую (это для 1905 года).
О том, что в городе есть «зелёные волны», подсказывают сами светофоры. В этом случае светофор должен переключаться с красного сигнала на зеленый через сочетание «красно-жёлтый». Как раз несколько лет назад мы эту практику и начали внедрять.
Где еще можно организовать в Перми «зеленые волны»
У меня есть несколько предложений коллегам по организации новых «зеленых волн» в Перми. Это пл. Карла Маркса - для удобства движения по кольцу можно подключить светофор Екатерининская/Сибирская для оформления «волны» по Екатерининской от Клименко до Компроса. Это улица Сибирская от Революции до Полины Осипенко - для трамвая. И улица Славянова от Соликамской до Лифанова для автобусов.
Также рано или поздно завершится строительство улицы Строителей, и предстоит сделать «волну» и на этом участке.
В плане развития нам, конечно, есть куда развиваться. «Зелёная волна» - лишь один из инструментов повышения удобства движения в городе и метод борьбы с заторами. Далее можно «прокачивать» волны адаптивными координированными режимами - то есть светофор будет не только работать в «зелёной волне», но и при необходимости сам изменять длительность фаз (например, для левого поворота), чтобы не создавать помех в движении по основному ходу.
Также можно «прокачивать» светофоры системой приоритетного проезда, которая будет позволять двигаться общественному транспорту в транспортных волнах, но при необходимости увеличивать (продлевать) зеленый сигнал, чтобы трамвай/автобус проезжали по волне через перекресток. К чему-то подобному мы потихоньку и идем, даже тестировали такие решения в городе.
Сегодня в Перми «зеленых волн» гораздо больше. Три года их разрабатывал сотрудник Пермской дирекции дорожного движения Никита Миронов. «Я работал ведущим инженером в отделе Контроля и Управления Дорожным Движением. В 2022 году переехал из Перми, но продолжаю активно принимать участие в жизни города», - говорит Никита.
Эксперт по организации и управлению дорожным движением Никита Миронов рассказал ТЕКСТу, где в Перми работают транспортные «зеленые коридоры», как поймать водителям «зеленую волну» и чем еще можно «прокачать» пермские светофоры:
Первые в Перми «зеленые волны»
Когда появилась первая «зеленая волна» в Перми, точно не могу сказать. Но когда я начал работать в феврале 2019 года в Пермской дирекции дорожного движения, в городе было всего три «волны»: для личного автотранспорта по Шоссе Космонавтов и Комсомольскому проспекту и трамвайная - по улице Ленина.
За свой период работы в дирекции я старался по максимуму внедрить «зелёные волны», чтобы улучшить движение в городе. Сейчас в Перми «зеленых волн» гораздо больше.
В Москве и Питере более вероятно, что «зеленые волны» появились раньше, но сейчас, работая в том числе со светофорами в Москве, могу сказать, что степень проработки в Перми гораздо выше.
«Зеленый коридор» для индивидуального транспорта
Первой моей работой была «волна» по Героев Хасана от Белинского до Липовой Горы, которую с моим участием изменили в октябре 2023 года. Далее были разработаны «зеленые волны» по Чкалова (от Куйбышева до м/р Зелёное хозяйство), Шоссе Космонавтов (от Мильчакова до Промышленной), Энгельса-Малкова (от Локомотивной до Космонавтов), Попова-Куйбышева (от Куйбышева-Механошина по Куйбышева до Пушкина и далее по Попова до Борцов Революции), Ленина от Попова до пл. Гайдара и светофоры на Екатерининской/Хохрякова и Окулова/Петропавловская.
Также «зеленый коридор» для личного транспорта работает на Комсомольском проспекте (от Советской до Белинского, включая пл. Комсомольскую), Революции-Макаренко-Уинская (от Компроса до Юрша), Островского (от Пушкина до Тимирязева), Гагарина (от Ушинского до Старцева). Есть «волны» на участках по улице Уральской, Крупской,1905 года, Екатерининской, Клименко, Боровой, Ветлужской и т.д.
«Зеленая волна» для общественного транспорта
Сегодня в Перми организованы пока четыре «зеленые волны» для общественного транспорта. Три трамвайные - по улице Ленина от Островского до участков на улице Куйбышева и Петропавловская, по улице Горького от Ленина до Пушкина (кроме Луначарского) и по Борчанинова от Ленина до Екатерининской. В июне 2022 года, после завершения реконструкции Ленина по проекту «Безопасные качественные дороги» и переносе трамвайной остановки ЦУМ, «волна» для трамвая была пересчитана.
Также в этом году в Перми запустили «зеленую волну» для автобусов на улице Пушкина. Она открыта на участке от Комсомольского проспекта до ул. Горького.
Как поймать «зеленую волну»
Почти все из перечисленных «волн» работают по одному правилу. Утром для удобства въезда жителей в центр города они работают в утренний час пик с 07:00 до 09:30 и в дообеденное время с 09:30 до 12:00. В остальное время «волны» организованы по направлению на выезд из центра города - для удобства выезда в спальные районы. То есть волны сделаны для удобства движения в одном направлении с «широким коридором», а не двухсторонние и с «узким коридором». В Перми «зеленая волна» работает и в ночное время.
Расчетная скорость движения на всех «волнах», за исключением нескольких, составляет 50 км/ч. При такой скорости достигается максимальная пропускная способность улично-дорожной сети. Эту скорость может поддерживать не только легковой транспорт, но и грузовой и общественный. В среднем, водителю рекомендуется ехать со скоростью 45-55 км/ч, чтобы оставаться в «коридоре зелёной волны». Волна для общественного транспорта рассчитывается на скорость движения примерно 29-32 км/ч.
Отдельно можно выделить «волны» по улице Чкалова и 1905 года. Они рассчитаны на 40 км/ч из-за плотного движения и неудовлетворительного состояния перекрестков с Куйбышева и Хасана (это для Чкалова) и из-за парковки и частом расположении светофоров и малого радиуса поворота с 1905 года на Соликамскую (это для 1905 года).
О том, что в городе есть «зелёные волны», подсказывают сами светофоры. В этом случае светофор должен переключаться с красного сигнала на зеленый через сочетание «красно-жёлтый». Как раз несколько лет назад мы эту практику и начали внедрять.
Где еще можно организовать в Перми «зеленые волны»
У меня есть несколько предложений коллегам по организации новых «зеленых волн» в Перми. Это пл. Карла Маркса - для удобства движения по кольцу можно подключить светофор Екатерининская/Сибирская для оформления «волны» по Екатерининской от Клименко до Компроса. Это улица Сибирская от Революции до Полины Осипенко - для трамвая. И улица Славянова от Соликамской до Лифанова для автобусов.
Также рано или поздно завершится строительство улицы Строителей, и предстоит сделать «волну» и на этом участке.
В плане развития нам, конечно, есть куда развиваться. «Зелёная волна» - лишь один из инструментов повышения удобства движения в городе и метод борьбы с заторами. Далее можно «прокачивать» волны адаптивными координированными режимами - то есть светофор будет не только работать в «зелёной волне», но и при необходимости сам изменять длительность фаз (например, для левого поворота), чтобы не создавать помех в движении по основному ходу.
Также можно «прокачивать» светофоры системой приоритетного проезда, которая будет позволять двигаться общественному транспорту в транспортных волнах, но при необходимости увеличивать (продлевать) зеленый сигнал, чтобы трамвай/автобус проезжали по волне через перекресток. К чему-то подобному мы потихоньку и идем, даже тестировали такие решения в городе.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ). Фото Freepik.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.