Постой, старина. Какие исторические здания в центре Перми простаивают

Исторический центр Перми активно готовят к 300-летию: старинные дома ремонтируют, реставрируют, взялись даже за те объекты, которые раньше простаивали годами. Например, началось восстановление особняка «Дом Третьяковой» на ул. Советская, 32 а также ремонт и реставрация старинного здания бывшей поликлиники на ул. Пермская, 45. Однако в Перми есть пустующие старинные здания, судьба которых до сих пор не решена. 

Бывшее трамвайное депо


Историческое здание бывшего депо на ул. Пермская, 1 простаивает чуть больше года. Раньше в нем располагался ремонтный цех МУП «Пермгорэлектротранс», в сентябре прошлого года ведомство вывезло оборудование и освободило помещение. 





Разговоры о приспособлении депо под общественное пространство ведутся более десяти лет. В разные годы там предлагалось разместить выставочный проект, подобный московскому «Винзаводу» или отдать здание музею современного искусства. По концепции реновации, созданной при губернаторе Максиме Решетникове, там планировалось разместить фермерский рынок. 

Весной прошлого года к зданию снова появился интерес. Пермские власти сперва рассматривали размещение круглогодичной ярмарки с фуд-кортом по типу «Даниловского рынка» в Москве, в итоге было решено создать в бывшем депо гастрорынок. Планировалось, что здание сдадут в аренду по льготной ставке с учетом, что арендатор проведет реконструкцию за свой счет.  

В начале марта стало известно, что на эти площади нашелся еще один претендент — театр «У Моста».  Театр давно подыскивает новые помещения — нынешнее здание театра по ул. Куйбышева, 11 нуждается в ремонте. Осенью городская администрация подтвердила, что совместно с краевыми властями прорабатывает возможность размещения на территории бывшего трамвайного депо гастрономического рынка. 

Бывшая пожарная каланча


Другой объект, менее масштабный, но интересный – бывшая пожарная каланча на ул. Куйбышева, 11. Сегодня на втором этаже этого старинного пермского пожарного депо располагаются несколько квартир, в которых живут люди. На первом этаже репетирует оркестр краевого МЧС. Каланча на ул. Куйбышева, 11 — одна из старейших в Перми, ее построили в 1883 году на углу улиц Торговой и Красноуфимской (ныне — Советская и Куйбышева).  Каланча является объектом культурного наследия. 





Прошлым летом стало известно, что городские власти ведут переговоры о передачи каланчи из федеральной в муниципальную собственность, а часть помещений переданы на год в безвозмездное пользование театру «У Моста». Планировалось, что после того, как здание перейдет в городскую собственность, часть площадей займет музей пожарного дела, другую часть – театр «У моста». Ранее мы рассказывали, как устроена каланча.

Весной этого года Госинспекция по охране объектов культурного наследия Пермского края провела аукцион по выбору подрядчика для разработки проекта реставрации бывшей пожарной каланчи. Победителем признан «Научный проектно-технологический институт «ОРТЭКС». До конца года проектировщик должен разработать перечень мер по реконструкции и дальнейшему использованию каланчи. 

Бывший Хлебозавод №1


Здание бывшего завода пустует пять лет. Производство хлеба здесь прекратилось в 2017 году. Властями рассматривались проекты по созданию здесь социокультурного кластера — аналога столичного центра искусств «Винзавод» или арт-кластера «Красный октябрь». 





Реализовать проект предполагалось на условиях государственно-частного партнерства. Обсуждалось, что инвестором проекта могут стать бизнес-структуры, близкие к депутату Госдумы Дмитрию Скриванову, и их столичные партнеры. Однако проект так и не был реализован. Недавно депутаты гордумы утвердили план приватизации муниципального имущества на 2023-2025 годы, куда вошел комплекс зданий бывшего хлебозавода №1. 

Здание бывшего Хлебозавода №1 является объектом культурного наследия. Как и вторая бывшая индустриальная площадка, «Завод Шпагина», оно находится в центре города, но так и не смогло повторить его судьбу. Этим летом ТЕКСТ рассказывал, почему это произошло и сможет ли «Хлебозавод» вернуться на орбиту инфраструктурных проектов после приватизации.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости