Похудели к лету

Пермские издатели сокращают тиражи журналов из-за роста расходов на полиграфию и падения рекламного рынка. Однако ситуация не настолько острая, как в кризис 2008-2009 годов

Во-первых, сокращение тиражей не 30%, как было с отдельными пермскими изданиями в прошлый кризис, а на 15-20%. Журнал «Досуг» сократил с 12 тыс. до 10 тыс., журнал «Горчица» — с 8 тыс. до 6 тыс. экземпляров. Еще одна антикризисная мера — сдвоенные номера, например, их выпустили «Горчица» и «Аэропорт Пермь». Другой шаг — сохранение докризисных расценок на размещение рекламы. 

«В связи с экономической ситуацией на рынке в начале 2015-го года мы приняли решение о частичном сокращении тиража журнала. Причина очевидна — повышение стоимости печати. В данный момент тираж «Горчицы» составляет 6 000 экземпляров (в 2014-м году мы печатали 8 000). Мы сделали это для того чтобы не повышать прайс на размещение рекламы. Сейчас мы работаем над нашим новым проектом — коллекционным номером «Горчицы». Скоро он выйдет в свет. Мы открылись пять лет назад. В марте 2010-го года вышел первый номер журнала «Горчица». Тогда экономика тоже находилась не в лучшем состоянии. Тогда нам многие говорили: «Вы не проработаете и года». Не могу сказать, что тогда или сейчас нам было слишком тяжело. Мы умеем работать и настроены оптимистично», — говорит шеф-редактор журнала «Горчица» Маргарита Кирпикова.

Другие издатели повысили цены, чтобы «отбить» расходы на полиграфию. Так «Аэропорт Пермь» был вынужден повысить расценки на размещение рекламных модулей, если в прошлом году цена за модуль составляла 25 тыс. руб., то теперь — 35 тыс. руб.

Во-вторых, рекламный рынок просел не на 40%, как в первой половине 2009 года, а значительно меньше. Издатели затрудняются назвать точную цифру. По подсчетам директора ИД «Досуг» (выпускает одноименный журнал, журналы «Формула красоты», «Полезный» для родителей) Наталии Винниковой, падение объемов рекламы в журнале «Досуг-Пермь» составило около 20-30%. Причина — трудности ресторанного бизнеса, который является одной из основных групп рекламодателей. В то же время в журналах «Формула красоты» и «Полезный» для родителей объем рекламы не упал. «В этих журналах падения по продажам рекламы нет. Понятно, что внутри рынка есть «подвижки» — на рекламу меньше идут магазины, зато есть летние лагеря, школы развития, косметологические услуги и клиники. Нет падения продаж по активному отдыху, наоборот, здесь наблюдается оживление рынка, все предлагают летние услуги. Тиражи журналов те же самые», — рассказала Наталия Винникова.

Нет данных о состоянии профильных журналов, например, о строительстве и интерьере. Редакции ТЕКСТа не удалось дозвониться до «Интерьерного» и «Загородный дом», по данным их последние номера датируются осенью и февралем. Впрочем, данных о том, что глянец стал закрываться, нет. 

«Рентабельность журналов снизилась: кто-то сокращает тираж, кто-то сдваивает номера. Если оценивать рынок, то в принципе все очень плохо. Те, кто занимался торговлей и обувью, стараются сократить свои расходы, стали меньше рекламироваться. Автодилеры — та же история, они почти ушли с обложек, многие вообще стоят на продаже. Салоны красоты работают по бартеру, даже в индустрии свадеб был отток, сейчас с началом сезона она стала приходить в себя. У ресторанов нет новых крупных проектов, люди стали меньше ходить. Все не очень хорошо в целом по рынку», — говорит источник ТЕКСТа, близкий к издательскому бизнесу. 

Значительный удар по глянцу нанесли стремительно выросшие в цене доллар и евро в декабре прошлого года. Журналы печатаются на импортной бумаге, которая подорожала вслед за валютой. «Затраты на типографию выросли бешено, по моему журналу — на 40%. Это сказалось на росте себестоимости журнала, она выросла на 20-25%, поэтому пришлось сократить количество полос. Что касается рекламного рынка, то он «поджался», сейчас идет его передел, те, кто не рассматривал нас в качестве рекламной площадки, внезапно оказались нашими рекламодателями, и есть напротив, те, кто взял тайм аут. Активны юридические фирмы, недвижимость, тайм аут взяли банки, но не все», — рассказала главный редактор журнала «Аэропорт Пермь» Юлия Ворожцова.

Несмотря на укрепление рубля, типографии не снизили расценки на печать. Поэтому часть изданий была вынуждена перейти с иностранной на отечественную бумагу, которая тоже подорожала, но не так сильно (импортная — на 40%, отечественная — на 30%). Затраты ИД «Досуг» на печать журналов выросли на 20%. Поэтому издательский дом был вынужден перейти на отечественную бумагу. «Рентабельность проектов ухудшается, но насколько она уменьшилась – не берусь сказать. Несмотря на кризис, реклама идет, так как рекламодатели понимают, что без рекламы им не выжить. Мы надеемся, что осенью будет подъем рынка, так что самое тяжёлое время, наверное, журнальный бизнес уже пережил», — говорит Наталия Винникова.

Издатели надеются, что им удастся заработать больше, чем зимой, ведь апрель оказался удачнее, чем они ожидали. «Лето и осень для нас хорошая пора, так пассажиропоток высокий, люди путешествуют», — говорит Юлия Ворожцова и шутит, что «выстоят сильные не столько брендом, сколько духом». 
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости