Подводный концерт, Первая симфония Малера, «Поцелуй феи» и другие события Дягилевского фестиваля, которые нас удивят

В минувшие выходные в Пермском театре оперы и балета представили программу одиннадцатого международного Дягилевского фестиваля, который пройдет в Перми с 14 по 25 мая. События фестиваля развернутся на нескольких площадках — на сценах Пермского театра оперы и балета им. П. И. Чайковского и Театра-Театра, в Органном зале и Пермской художественной галерее, в Доме Дягилева и в частной филармонии «Триумф».

В программе — мировые и российские премьеры, камерные и симфонические концерты, спектакли и выставки, образовательная программа и неформальные встречи.


Опера, балет и перфоманс


14 мая откроет программу Дягилевского фестиваля концерт Фестивального оркестра под управлением Теодора Курентзиса. В этом году маэстро Курентзис обращается к Первой симфонии Густава Малера.

На фестивале будут оказаны премьеры театра в 145-м сезоне: оперы Алексея Сюмака Cantos в постановке Семена Александровского и Анны Соколович «Свадьба» в постановке Антона Адасинского. Оба спектакля — камерные, Cantos рассчитан на 120 зрителей, а «Свадьба» — на 400.

«Написанное по заказу Пермского театра оперы и балета произведение Cantos / «Песни» российского композитора Алексея Сюмака вдохновлено биографией и избранными произведениями американского поэта-модерниста Эзры Паунда, который в свою очередь стремился создать новый эпос, единый для всего человечества. Это «опера наоборот». Главным действующим героем здесь выступает не вокалист, а музыкант-инструменталист. В данном случае — скрипач. Его сопровождают ударные и хор», — сообщает пресс-служба театра.

Без музыкального сопровождения, a cappella, выступают шесть солисток в наиболее значительном сочинении Аны Соколович — опере «Свадьба». Фабула повторяет сербский обряд приготовления невесты к свадьбе в кругу близких женщин: матери, сестры, подруг и так далее. В пермской постановке режиссер Антон Адасинский работает на стыке вербального и пластического театра. Пространство их наложения друг на друга становится пространством спектакля, в котором слово дублируется жестом, а оперные певицы соседствуют с артистками современного танца.

Еще один спектакль с пением a cappella — The Hidden Sayings — представит Центр Ежи Гротовского (Италия). Творческое переосмысление взаимодействия песен южных штатов Америки, принадлежащих афро-американской традиции, и христианских текстов, в основном переведенных с коптского языка.


Одноактные балеты Игоря Стравинского


В завершающий день фестиваля окажут три одноактных балета Игоря Стравинского от трех ведущих российских хореографов в исполнении Пермского балета. Владимир Варнава поставит «Петрушку», Вячеслав Самодуров — «Поцелуй феи», Алексей Мирошниченко — «Жар-птицу».

Работая с образом Петрушки, Владимир Варнава, берет в фокус две темы: противостояние творческой индивидуальности агрессивной толпе и свобода воли художника в контексте жизненного сценария. Визуальная концепция, разработанная Галей Солодовниковой, построена на приеме «театр в театре»: подмостки балаганчика вписаны в реальное пространство сцены.

Постановщик «Жар-птицы», главный балетмейстер Пермского балета Алексей Мирошниченко, обещает провести зрителя через стили главных хореографов XXI—XX веков в обратной хронологии — из современности вернуться к Михаилу Фокину, создателю первой хореографической версии «Жар-птицы» 1910 года. Идея хрестоматии будет поддержана сценографией и костюмами, которые, в исполнении Альоны Пикаловой и Татьяны Ногиновой, основаны на знаковых художественных символах эпох, в которые творили балетмейстеры.

Хореограф третьего балета — художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров. «Поцелуй феи» — самый поздний из упомянутых балетов Стравинского (1928; новая редакция — 1950 год) и самый романтически настроенный. В основу либретто положены некоторые сюжетные мотивы сказки «Ледяная дева» Андерсена. Эпиграфом к изданию партитуры стало признание композитора: «Посвящаю этот балет памяти Петра Ильича Чайковского. Балет имеет аллегорический смысл — ведь муза Чайковского сродни этой фее. Подобно фее, муза отметила Чайковского своим поцелуем, печать которого лежит на всех творениях великого художника».


Подводный концерт и прогулки по городу с артистами


Одно из самых ярких событий грядущего фестиваля — выступление проекта AquaSonic — подводный концерт в самом прямом смысле слова. Музыканты играют и поют, находясь под водой в аквариумах, размещенных на сцене. Артисты используют особую вокальную технику и совершенно новые инструменты, способные звучать под водой. Среди них подводный орган, или гидролофон, кристаллофон, ротакорда, ударные инструменты и скрипка.

В противовес технологичным современным экспериментам AquaSonic — выступление Ensemble Micrologus. Музыканты используют достоверные копии старинных инструментов, а также средневековых костюмов и декораций в своих театрализованных представлениях. Каждый год они предлагают публике один или два новых спектакля, чередуя сакральную и профанную музыку XII—XV веков.

Дважды в день, в период с 15 по 24 мая, 50 зрителей смогут присоединиться к проекту Remote Perm немецкой группы Rimini Protokoll и совершить путешествие внутрь города, в котором прошло детство театрального новатора Сергея Дягилева. В этом спектакле нет актеров. Участники Remote Х — они же действующие лица и исполнители. Перед стартом они получают наушники. Синтетический голос, напоминающий голос GPS-навигатора, произносит первую фразу: «Привет, меня зовут Алекс!» — и предлагает следовать его указаниям. Remote Х прокладывает новый маршрут по городу. Создает саундтрек парков, площадок, торговых центров, церквей, кладбищ и лабиринтов улиц.


Ночные концерты и этническая музыка


В концертной программе — громкие имена виртуозных музыкантов: виолончелист Брюно Коксе, пианисты Антон Батагов и Алексей Любимов дадут сольные концерты, каждый из которых наполнен особым значением и философией. Кроме того, эти три исполнителя примут участие в ночных концертах, ставших визитной карточкой фестиваля, — традиционном piano-gala и cello gala, который пройдет впервые, но в том же ожидаемом и любимом фестивальной публикой формате, который не утрачивает своей магии. Что сыграют музыканты, станет известно лишь по окончании концерта.

Охвачена в этом году и этническая музыка: с концертом выступит обладатель премии ЮНЕСКО Алим Касимов (Азербайджан) — ханенде (певец-солист), исполняющий мугамы (традиционные азербайджанские произведения) и Пандит Харипрасад Чаурасия (Индия) — фьюжн-музыкант, играющий раги (классическая индийская музыка) на бансури (индийской бамбуковой флейте) под аккомпанемент фортепиано и прочих «западных» инструментов.

Пройдет концерт Liederabend, где уже знакомая по предыдущему фестивальному исполнению Малера меццо-сопрано Пола Муррихи в этот раз выступит вместе с пианисткой Таней Блэйч (Ирландия/США).


Образовательная программа


В 2017-м в рамках образовательной программы продолжится начатая в прошлом году линия мастер-классов с крупнейшими мировыми музыкантами, приезжающими на фестиваль. В этом году, помимо пианистов, хореографов, режиссеров и дирижеров, будет открыт прием заявок для виолончелистов (в 2016-м был большой спрос на эту специальность).

Неотъемлемая часть программы — лекции и встречи с музыкантами, учеными, искусствоведами. В центре внимания — современная музыка. В числе приглашенных лекторов — Алексей Парин, Левон Акопян, Ольга Манулкина.

Еще одно очень событие этого года — проект выпускников Образовательной программы Дягилевского фестиваля — 2016, который они создали совместно с выпускниками Международной академии молодых композиторов в городе Чайковском. Ожидается, что они представят две мини-оперы, написанные и поставленные силами молодых композиторов, дирижеров и режиссеров специально для Дягилевского фестиваля — 2017.

Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости