Под гребнем волны. Какие примечательные пристани потеряла Пермь за сто лет

Через несколько недель начнется навигация по Каме. Некогда на реке стояло множество пристаней. Теперь большинство из них находятся в руинированном состоянии или вовсе исчезли. 

Пристани – важная архитектурная черта Перми, торгового города, стоящего на реке. «Архитектура пристани интересна тем, что у нее два парадных фасада: один уличный, обращенный к городу, а другой – к воде. Поэтому на нее интересно посмотреть с обоих сторон: какой фасад наиболее украшен», - говорит историк архитектуры Александр Михайлов. 

Посмотрим, какие примечательные пристани стояли раньше на Каме:  

Пристань Каменских. Это была очень красивая большая деревянная пристань в ропетовском стиле, который вдохновлен древнерусским зодчеством. 




В начале XX века на Каме стояли пристани, принадлежащие купцам и пароходчикам: Каменским, Мешкову, Любимовым, Ржевину, Ушакову. Пристань Каменских среди них – самая нарядная, украшенная ажурной деревянной резьбой. Это яркий представитель промышленной деревянной архитектуры, которой сейчас уже нет. 





Пристань «Закамск». В начале XX века поселок Нижняя Курья переживал бум дачного строительства. На крутом берегу Камы выросли меж вековых сосен деревянные теремки мецената Синакевича, купцов Алиных, Любимовых, Грибушиных, Николая Мешкова, Каменских.  Элитный дачный поселок был построен к 1914 году – в нем насчитывалось более 100 дач. Между Пермью и Нижней Курьей запустили пароходы. Как и дачи, здание пристани «Закамск» выполнено в ропетовском стиле. Вполне возможно, что она была построена в один период с деревянными теремками-дачами.


 Молотов, 1949

Плавучие пристани. Деревянные дебаркадеры речных вокзалов на Каме – вполне достойная промышленная архитектура. Плавучие причалы начали массово строить со второй половины 1920-х: корпус – из бетона, надстройка – деревянная. 





Здание речного вокзала в Левшино непримечательно, но архитектура его плавучей пристани интересна. Она тяготеет к сталинскому неоклассицизму.  Возможно, что плавучие причалы Левшино, Соликамска и Березников – это постройки поздних 30-х годов или 40-х и 60-х годов.  





Речной вокзал в Березниках. Строительство здания березниковского речного порта началось в 1954 году. Это интересное здание, построенное в стиле сталинского монументализма. Раньше оно было нарядного бело-желтого цвета, теперь – находится в плачевном состоянии. 





Особняком в этом списке стоит здание касс по проекту архитектора Менделя Футлика. Интересна была его пластика: волнообразная кровля и раздваивающиеся, как рогатка, пилоны. 




Чистый модернизм, довольно яркий. Павильон находился на городской набережной неподалеку от Речного вокзала.  В 2000-е его снесли.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ. Фото Freepik.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости