Почему перед застройкой эспланады нам стоит посмотреть на Афины, Манчестер и даже Мумбаи

Ирина Шафранская, маркетолог

Собственно, речь пойдет о возможной застройке эспланады

Сегодня это пустырь в центре города, с малопонятной функциональностью и унылой морфологией. Идея его застройки – проста и неудивительна, как и большинство строительных инициатив в Перми. Но есть несколько моментов, которые меня сильно смущают.

Первое – это тренд, даже не тренд, а накопленный опыт европейских городов. Уже на двух конференциях я столкнулась с работами исследователей, которые искренне пытаются помочь владельцам больших торговых центров, работающих в центре города, как-то справиться со стремительным падением потребительского потока. Это торговые центры Ливерпуля, Манчестера, Афин и даже Мюнхена. 

Люди не ходят по магазинам, потому что у них есть интернет. 

«Ха-ха, - скажете вы, - где те люди, а где мы». Но, друзья мои, будущее приближается стремительнее, чем мы о нем думаем. Инвестор, который вкладывается «в долгую», должен быть готов к тому, что в тот самый момент, когда по его бизнес-плану сash flow (денежный поток) наконец-то победит объем инвестированных средств, этот тренд к нему и придет.
 
Способы использования свободных площадок в мегаполисах ищут власти многих городов мира. Я недавно была в Мумбаи (Индия). Тоже не архитектурная «Мекка». Но они почему-то не застроили площадь в центре города, хотя называется она у них эспланадой. Играют там в крикет, едят, тусуются. 

Используют это пространство для человека. 


Мумбаи, Эспланада. Планировка центральной Эспланады в Мумбаи.

Конечно, Пермь требует «лица», но уж давайте это лицо не будет делать «мордой». Мне кажется, что компания, которая жаждет построить там ТЦ, должна как минимум посмотреть на тренды: уход ритейла за город, требования к экологичности (хотя бы визуальной). 

Это, безусловно, должен быть проект «нового городского пространства», собирающего тех людей, которые там должны быть и только потом, опосредованно, строит магазины «по образу и подобию» переходов метро в Москве. Я, конечно, рассуждаю как маркетолог, но сейчас я не понимаю, а для кого это вот в нынешней конфигурации? 

Обсуждая проект возможной застройки нужно обратить внимание на три принципиальные вещи:

- это должен быть торговый центр нового типа

- ядром этого бизнеса должен быть не торговый центр, суть этого места – не покупка, а entertainment – развлечения и проведение свободного времени

- чем больше людей будет вовлечено в обсуждение этого строительства / процесса / явления / городской среды – тем лучше. Не проплаченных блогеров, а вменяемых специалистов и активных горожан.

Пока мы будем думать о городе только как о стройплощадке, у нас ничего не получится. Sic transit gloria mundi, да все тут. У нас, у горожан есть шанс – не противодействовать, а помочь строительству. Рассказать, о своих практиках использования места, о своих местах относительно этого города. Надо думать о будущем: настоящее останется таким же серым, если мы его не поменяем. 

Публикуется с сокращениями (полный текст) с разрешения автора.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости