Почему некоторые родители не справляются со школьной программой и кто в этом виноват
«Часто вижу в учебниках детей странные задачи на тему «разгляди логику в скоплении цифр и отрезков». Вот убейте меня, но я убеждена, что это намеренная шизофренизация детского мышления, происки врагов», — считает многодетная мама из Перми Наталья Власова.
Сегодня нередко можно услышать подобные рассуждения. Из разговоров с родителями создаётся впечатление, что в школе больше учатся не дети, а именно они. « Мы задачу решали весь вечер, но так и не справились с ней, а ведь у нас высшее образование»,— сетуют родители.
ТЕКСТ попытался выяснить, почему взрослые порой не могут решить задачки первоклассников, и кто в этом виноват – авторы учебников или старая советская система? Что думают об этом педагоги, психологи и сами родители:
Дело в том, что до недавнего времени дети обучались по старой советской системе. Она основывалась на том, что учащийся в результате обучения приобретал ЗУН (знания, умения, навыки). Это была простая и понятная система. Она была нацелена на осмысление знаний и мотивации приобретать умения. После реформирования системы образования понятие ЗУН исчезло. И теперь учащиеся овладевают УУД (универсальными учебными действиями). Иными словами, педагог по сути превращается в менеджера, который предлагает ребёнку некий материал, а ребёнок должен сам решить что и как ему извлечь из этого материала.
Отсюда меняются и система контроля знаний, и критерии оценки учащегося. Исчезает смысловое чтение материала, вводится огромное количество тестов. То есть, как бы усиленно прививается логика. Именно поэтому для родителей, получавших образование по старой советской системе, порой сложно понять, что требуется от их ребёнка. Ну а дети все же должны получать знания от педагога. Им тяжело самим решать, что им нужно, а что нет. И плюс отсутствие оценочной мотивации.
Время идёт, вступают в силу новые программы обучения. Сложности с тем, что большинство родителей сами шли по другой программе, нежели их дети сейчас, но в этом нет ничего страшного. Сейчас в силу вступают новые стандарты, меня как педагога они устраивают. Ведь ребёнок должен развиваться всесторонне, развивать свои универсальные учебные действия. А вообще пока я с такой проблемой не сталкивалась.
Есть некоторые общепринятые принципы обучения: «от простого к сложному» и «делай как я». На этих принципах и основано образование, когда ребенок начинает рисовать галочки, а затем соединяет эти галочки в буквы и целые слова. Когда учитель или родитель показывает, как нужно сделать, а ребенок смотрит, запоминает и уже самостоятельно повторяет - по такой системе учились мы, наши родители и наши бабушки и дедушки. Но у этой системы есть весомый минус: утерян индивидуальный подход к ребенку и нет никаких условий для развития творческой личности. Ученики не ищут новых, самостоятельных решений, они просто повторяют то, что им дается. А как же тогда новые открытия?
На зато этот подход очень нравится родителям, ведь он им понятен, знаком и они чувствуют себя «образованными» людьми, если в состоянии помочь своему ребенку - школьнику. Что же делать? В корне менять образовательную систему, а родителям развивать и поддерживать мотивацию к учебе и ни в коем случае не критиковать школьную программу и учителей. Необходимо понять, что только через сложности и напряжение происходит развитие мышления и ребенка в целом.
Я думаю, это просто «косяки» всей системы выпусков учебников. Насколько мне известно, сейчас такая схема. Издательство нанимает авторов, они сочиняют учебники, потом на готовый учебник получают одобрение минобразования, и все это дело попадает в школы. Типа такой аутсорсинг. А кто и как там составлял учебники и проверял - одному Богу известно. Есть хорошие учебники, есть, мягко говоря, не очень. Министерство образования РФ еще в сентябре сказало, что будет наводить порядок, что такого количества странных учебников и непонятных авторов больше не будет. Так что мы с детьми ждем с оптимизмом.
Кстати, я считаю, что современная школьная программа совсем не сплачивает детей и родителей. Одно дело, когда семья вместе пишет какое-то исследование с ребенком - тут совместный труд. А когда родители ломают голову над задачей из учебника и ругаются, то ребенок ничего доброго из этой ситуации не выносит. Т.е. ни самостоятельной, ни совместной работы, ни доверия к учебнику здесь нет.
Сегодня нередко можно услышать подобные рассуждения. Из разговоров с родителями создаётся впечатление, что в школе больше учатся не дети, а именно они. « Мы задачу решали весь вечер, но так и не справились с ней, а ведь у нас высшее образование»,— сетуют родители.
ТЕКСТ попытался выяснить, почему взрослые порой не могут решить задачки первоклассников, и кто в этом виноват – авторы учебников или старая советская система? Что думают об этом педагоги, психологи и сами родители:
Михаил Дьячков, педагог:
Дело в том, что до недавнего времени дети обучались по старой советской системе. Она основывалась на том, что учащийся в результате обучения приобретал ЗУН (знания, умения, навыки). Это была простая и понятная система. Она была нацелена на осмысление знаний и мотивации приобретать умения. После реформирования системы образования понятие ЗУН исчезло. И теперь учащиеся овладевают УУД (универсальными учебными действиями). Иными словами, педагог по сути превращается в менеджера, который предлагает ребёнку некий материал, а ребёнок должен сам решить что и как ему извлечь из этого материала.
Отсюда меняются и система контроля знаний, и критерии оценки учащегося. Исчезает смысловое чтение материала, вводится огромное количество тестов. То есть, как бы усиленно прививается логика. Именно поэтому для родителей, получавших образование по старой советской системе, порой сложно понять, что требуется от их ребёнка. Ну а дети все же должны получать знания от педагога. Им тяжело самим решать, что им нужно, а что нет. И плюс отсутствие оценочной мотивации.
Мария Вараксина, учитель начальных классов школы дизайна «Точка»:
Время идёт, вступают в силу новые программы обучения. Сложности с тем, что большинство родителей сами шли по другой программе, нежели их дети сейчас, но в этом нет ничего страшного. Сейчас в силу вступают новые стандарты, меня как педагога они устраивают. Ведь ребёнок должен развиваться всесторонне, развивать свои универсальные учебные действия. А вообще пока я с такой проблемой не сталкивалась.
Марина Кулакова, практикующий психолог:
Есть некоторые общепринятые принципы обучения: «от простого к сложному» и «делай как я». На этих принципах и основано образование, когда ребенок начинает рисовать галочки, а затем соединяет эти галочки в буквы и целые слова. Когда учитель или родитель показывает, как нужно сделать, а ребенок смотрит, запоминает и уже самостоятельно повторяет - по такой системе учились мы, наши родители и наши бабушки и дедушки. Но у этой системы есть весомый минус: утерян индивидуальный подход к ребенку и нет никаких условий для развития творческой личности. Ученики не ищут новых, самостоятельных решений, они просто повторяют то, что им дается. А как же тогда новые открытия?
На зато этот подход очень нравится родителям, ведь он им понятен, знаком и они чувствуют себя «образованными» людьми, если в состоянии помочь своему ребенку - школьнику. Что же делать? В корне менять образовательную систему, а родителям развивать и поддерживать мотивацию к учебе и ни в коем случае не критиковать школьную программу и учителей. Необходимо понять, что только через сложности и напряжение происходит развитие мышления и ребенка в целом.
Наталья Власова, многодетная мама:
Я думаю, это просто «косяки» всей системы выпусков учебников. Насколько мне известно, сейчас такая схема. Издательство нанимает авторов, они сочиняют учебники, потом на готовый учебник получают одобрение минобразования, и все это дело попадает в школы. Типа такой аутсорсинг. А кто и как там составлял учебники и проверял - одному Богу известно. Есть хорошие учебники, есть, мягко говоря, не очень. Министерство образования РФ еще в сентябре сказало, что будет наводить порядок, что такого количества странных учебников и непонятных авторов больше не будет. Так что мы с детьми ждем с оптимизмом.
Кстати, я считаю, что современная школьная программа совсем не сплачивает детей и родителей. Одно дело, когда семья вместе пишет какое-то исследование с ребенком - тут совместный труд. А когда родители ломают голову над задачей из учебника и ругаются, то ребенок ничего доброго из этой ситуации не выносит. Т.е. ни самостоятельной, ни совместной работы, ни доверия к учебнику здесь нет.
Татьяна Семилейская (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.