Почему дети боятся насекомых, и как в Перми будут учить бороться с этой фобией
Пермские экологи взволнованы - все больше детей страдает страхами насекомых. Дети порой боятся не только «отвратительных» пауков и червей, но и безобидных бабочек. В связи с этим в пермских школах планируется открыть уроки, на которых дети будут знакомиться с насекомыми и даже учиться извлекать клещей.
Уроки разрабатывает председатель Пермского краевого отделения «Всероссийского общества охраны природы» Юрий Хохлов.
Эколог рассказал ТЕКСТу, каких насекомых боятся дети, как избавить их от фобии и почему родителям не стоит дрожать при виде паука:
Дети боятся насекомых, пауков, клещей по двум основным причинам: имели личный негативный опыт (укусы, испуг) и переняли поведение и отношение от родителей (таких же испуганных, или получивших страхи от своих родителей). Например, дети видели, как родители ведут себя по отношению к насекомым и решили, что они опасны и неприятны.
В глубинной основе страхов лежит инстинкт самосохранения (укусы болезненны, а некоторые виды могут быть смертельно опасны) и боязнь «не таких, как мы», поскольку насекомые и прочие мелкие создания действительно сильно отличаются от нас. Эти страхи часто подкрепляются медиаиндустрией, а, если говорить о клещах и других переносчиках болезней, то и здравоохранением.
Чаще всего фобии появляются на пауков, клещей, пчел, муравьев, червей, комаров. То есть в основном на жалящих, кровососущих членистоногих или «отвратительных». Притом, что многие из них очень полезны и не укусят без крайней необходимости (пчелы, муравьи) или в принципе вообще не опасны для человека (почти все пауки на Урале, кроме тарантула). Но доходит и до полного неприятия мелких существ, даже бабочек.
Страхи насекомых проявляются обычно в раннем возрасте (дошкольном) и могут перерасти в фобию, если с этим не работать. У многих взрослых в итоге вызывают отвращение насекомые и другие мелкие существа. По сути, с реальной опасностью это уже мало связано, ведь риск погибнуть или пострадать от насекомого несоизмерим с риском попасть в ДТП или умереть от алкоголя /никотина.
Родителям, как и в любом воспитательном вопросе, нужно начинать с себя. Если они дрожат при виде паука, то глупо требовать смелости от ребенка. Адекватный, действительно, взрослый (не только по паспорту) человек, своим примером показывает, что в мире нет однозначно плохого и хорошего. Насекомые могут быть опасны, но это надо учитывать, а не паниковать. Хотя бы элементарно не убивать на глазах у ребенка всех насекомых подряд, а по возможности знакомить с ними, говорить об их важной роли в природе и жизни человека.
Конечно, для людей без профильного образования это бывает затруднительно. Но в помощь есть опять же фильмы, сказки, где насекомые добрые персонажи, и пр. Идеально, если есть возможность и желание демонстрировать насекомых в природе и учить ребенка с ними обращаться.
Занятия о насекомых мы планируем начать в этом учебном году, и они будут платные. Это будет презентация, наглядные пособия и практика извлечения «клеща» (не настоящего).
Полный цикл занятий на разные экологические темы будем запускать уже с сентября. Мы считаем, что экологическое просвещение должно быть системным, и будем стараться внедрять его как интересное коммерческое предложение. Люди ценят то, за что платят. По моему убеждению, существенный сдвиг в развитии экосознания населения возможен только при синтезе экологии и экономики, как это произошло во многих развитых странах.
Уроки разрабатывает председатель Пермского краевого отделения «Всероссийского общества охраны природы» Юрий Хохлов.
Эколог рассказал ТЕКСТу, каких насекомых боятся дети, как избавить их от фобии и почему родителям не стоит дрожать при виде паука:
«Не такие, как мы», или почему дети боятся насекомых
Дети боятся насекомых, пауков, клещей по двум основным причинам: имели личный негативный опыт (укусы, испуг) и переняли поведение и отношение от родителей (таких же испуганных, или получивших страхи от своих родителей). Например, дети видели, как родители ведут себя по отношению к насекомым и решили, что они опасны и неприятны.
В глубинной основе страхов лежит инстинкт самосохранения (укусы болезненны, а некоторые виды могут быть смертельно опасны) и боязнь «не таких, как мы», поскольку насекомые и прочие мелкие создания действительно сильно отличаются от нас. Эти страхи часто подкрепляются медиаиндустрией, а, если говорить о клещах и других переносчиках болезней, то и здравоохранением.
Самые «страшные» насекомые
Чаще всего фобии появляются на пауков, клещей, пчел, муравьев, червей, комаров. То есть в основном на жалящих, кровососущих членистоногих или «отвратительных». Притом, что многие из них очень полезны и не укусят без крайней необходимости (пчелы, муравьи) или в принципе вообще не опасны для человека (почти все пауки на Урале, кроме тарантула). Но доходит и до полного неприятия мелких существ, даже бабочек.
Страхи насекомых проявляются обычно в раннем возрасте (дошкольном) и могут перерасти в фобию, если с этим не работать. У многих взрослых в итоге вызывают отвращение насекомые и другие мелкие существа. По сути, с реальной опасностью это уже мало связано, ведь риск погибнуть или пострадать от насекомого несоизмерим с риском попасть в ДТП или умереть от алкоголя /никотина.
Как избавить ребенка от страха насекомых
Родителям, как и в любом воспитательном вопросе, нужно начинать с себя. Если они дрожат при виде паука, то глупо требовать смелости от ребенка. Адекватный, действительно, взрослый (не только по паспорту) человек, своим примером показывает, что в мире нет однозначно плохого и хорошего. Насекомые могут быть опасны, но это надо учитывать, а не паниковать. Хотя бы элементарно не убивать на глазах у ребенка всех насекомых подряд, а по возможности знакомить с ними, говорить об их важной роли в природе и жизни человека.
Конечно, для людей без профильного образования это бывает затруднительно. Но в помощь есть опять же фильмы, сказки, где насекомые добрые персонажи, и пр. Идеально, если есть возможность и желание демонстрировать насекомых в природе и учить ребенка с ними обращаться.
Почему экоуроки должны быть платными
Занятия о насекомых мы планируем начать в этом учебном году, и они будут платные. Это будет презентация, наглядные пособия и практика извлечения «клеща» (не настоящего).
Полный цикл занятий на разные экологические темы будем запускать уже с сентября. Мы считаем, что экологическое просвещение должно быть системным, и будем стараться внедрять его как интересное коммерческое предложение. Люди ценят то, за что платят. По моему убеждению, существенный сдвиг в развитии экосознания населения возможен только при синтезе экологии и экономики, как это произошло во многих развитых странах.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.