Почему безработным быть не стыдно

Евгения Шарецкая, специально для Casual Friday


В ноябре прошлого года меня сократили. У Группы Компаний «Норман-Виват», в которой я работала в отделе корпоративной культуры, настали тяжелые времена, но я и не думала, что руководству придется пойти на крайние меры – сократить большую часть персонала. Работу свою я очень любила и тяжело перенесла эту новость. Думаю, что «Норман-Виват» еще долго будет служить для меня эталоном - начиная от организации рабочего процесса заканчивая взаимоотношениями в коллективе. 

Нельзя сказать, что у меня большой трудовой опыт: год собственного бизнеса, 1,5 года работы специалистом по продвижению в сети магазинов подарочных сертификатов и 2 года контент-менеджером в Вивате. Но это больше обычно заявляемого в вакансиях одного-трех лет стажа, поэтому я думала, что новую работу будет найти относительно легко, главное: что бы нравилось мне. Но оказалось – выбираю не я, выбирают меня. 

Искала сразу в двух сферах: маркетинге и управлении персоналом. Быстро выяснилось, что ничего связанного с корпоративной культурой и мероприятиями не найти и я сосредоточилась на smm. В прошлый раз на рынке труда я оказывалась два года назад и, сходив на пару собеседований, обрела работу мечты. С тех пор многое изменилось.

На первом же интервью мне сообщили, что если сейчас все пройдет успешно, и я понравлюсь непосредственному руководителю, меня ждет второе собеседование с исполнительным директором и третье с генеральным. Уже позже я поняла, что многоуровневые собеседования сейчас в моде: даже если меня сразу приглашали на встречу с руководителем, то специалист по подбору предварительно проводил первичное интервью по телефону. 

Второй фишкой «подборщиков» стали тестовые задания: лишь некоторые из них касались непосредственно работы, остальные же свойств темперамента, скорости реакции, сообразительности и других личных качеств. Так на собеседовании в рекламное агентство я чертила картограмму своих приоритетов, играла в детскую игру на внимательность (находила требуемые объекты на рисунке с множеством деталей) и составляла расчетные таблицы в Excel. А для устройства в центр образования, кроме трех заданий по профессии, пришлось пройти тест по русскому языку для поступающих в ВУЗы. 

В принципе, эйчаров можно понять – кандидатов много, нужно как то производить первичный отбор. С другой стороны, вопросы, которые они задают, редко кажутся обоснованными. Все знают пресловутые: Кем вы видите себя через 5 лет? Назовите свой худший день на работе. За что вас ругали последний раз?. Список можно пополнять бесконечно. Появились и другие вопросы: просят пересказать последнюю прочитанную книгу, много спрашивают о хобби или даже, подглядев у мировых корпораций, задают «оригинальные» вопросы, например: почему колодезные люки круглые? 

Больше всего мне понравилось общаться с руководителями отделов и владельцами компаний – строго по делу, о моих профессиональных качествах и характере работы. Лучшие собеседование у меня были в пермских организациях - «Стеклодоме», который, к сожалению, не подошел мне по профилю работы, и «Умном маркетинге», которым не подошла я из-за недостатка опыта, но даже, не смотря на это, впечатления от интервью остались самые приятные. 

Труднее всего разговаривать с «федералами», и с организациями, которые не определились, нужен ли им в штат еще один специалист, а скорее просто хотят «посмотреть товар лицом». 

В общей сложности у меня было 14 собеседований, некоторые из них в одних и тех же фирмах (это не рекорд - моя подруга, которая так же осталась без работы, уже его побила и все еще находится в поиске). Из них на работу меня взяли 2 раза. На второй я согласилась, чтобы выполнить план минимум: не встречать новый год безработной и сделать небольшую передышку в бесконечной череде собеседований, но через 1,5 недели уволилась, поняв, что зря теряю время и почти сразу же нашла работу, которая мне действительно нравится. 

В целом на поиски ушло два месяца, с небольшими перерывами. Почему так много? Во-первых, связываю это с тем, что мое сокращение пришлось под новый год. Если в начале декабря вакансий еще было достаточно, то ближе к концу работодатели не спешили принимать к себе нового сотрудника. Во-вторых, поначалу я неправильно выбрала направление – искала в сфере, в которой у меня недостаточно опыта. В третьих, как бы это не звучало, я не хотела работать, то есть не хотела в предлагаемых условиях, заранее настроенная на то, что не найду ничего лучше моей предыдущей работы. Мне понадобилась время, чтобы вновь обрести желание быть полезной и развиваться. 

Конечно, после каждого неудачного собеседования (а таких у меня было большинство), после каждого отказа, чувствуешь себя ни на что не способным. С другой стороны, это отличная тренировка, своего рода экзамен, который в случае провала придется пересдавать уже другому «преподавателю». Поэтому, даже если вы не ищите работу, ходите на собеседования время от времени, чтобы всегда быть в тонусе и оставаться готовым к быстро меняющимся условиям рынка труда. Ведь никогда не известно, когда это может вам пригодиться. 

Если же вы сейчас находитесь в поиске – придется смириться с тем, что иногда этот процесс занимает гораздо больше времени, чем вы предполагали. Не кидайтесь на первую попавшуюся работу, вам ведь с ней потом жить, будьте безработными столько, сколько позволяет ваше финансовое положение. Знаю человека, уволенного с руководящей должности из-за конфликта с руководством, в небольшом городе, в котором найти работу еще труднее. Ему пришлось потратить на поиски 1,5 года – за это время он успел уехать в Москву, вернуться, параллельно получить дополнительное образование и в итоге найти то, что искал. Главное, понять чего вы хотите и четко идти к выбранной цели. 

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости