«Пермяк-солены уши» и Александр Грин. Пять интересных фактов из истории завода Шпагина
144 года назад в Перми был основан завод Шпагина - Главные железнодорожные мастерские. Здесь производили текущий и капитальный ремонт паровозов. С 2006 года предприятие получило название «Ремпутьмаш». А 29 декабря 2018 года коллектив завода провел свой последний рабочий день – завод было решено превратить в социокультурное пространство.
В этом году на заводе Шпагина должно начаться строительство нового здания художественной галереи. ТЕКСТ решил вспомнить, чем интересна история завода Шпагина и какие необычные факты она хранит:
Памятник соленосу здесь появился неслучайно. Когда-то на территории завода, в устье реки Егошиха, разгружались баржи с солью, а затем отправлялись по железной дороге.
Первый памятник «Пермяк соленые уши» по своему внешнему виду отличается от второго варианта, который позже был установлен у гостиницы «Прикамье». За спиной у соленоса находится большой мешок. Рабочие завода называли его «несун». Такое прозвище давали сотрудникам предприятий, которые на не совсем законных основаниях присваивали себе имущество завода. Сегодня арт-объект планируется сохранить.
Фото Наталья Аксентьева
Также на территории завода в 2008 году был установлен памятник букве Ё. Скульптура простояла до 2021 года.
В 1880 году в главных железнодорожных мастерских завода им. Шпагина работал табельщиком известный писатель и публицист Владимир Короленко. Ему было 27 лет, когда он находился в Перми в политической ссылке. «Работать приходилось в маленькой каморке, в которой замерзали чернила, стыли руки и, казалось, что застывала даже всякая сообразительность», — вспоминал Короленко. В 1881 году писатель покидает Пермь. Полученный опыт работы в мастерских он отразил в неоконченной повести «Табельщик», которую начал писать в 1885 году.
В феврале 1900 года в Пермь прибывает будущий писатель Александр Грин. Прибыв в город, Грин посетил знакомого отца. Тот, накормив гостя, дал записку к вагонному мастеру. По ней Александра Грина приняли чернорабочим в железнодорожные мастерские.
Проработал будущий писатель на заводе всего половину месяца. Причиной стал тяжелый труд и 16-часовой рабочий день. «Я видел, что, оставшись в депо, — останусь в депо и ничего больше»,- писал позже Грин. Получив расчет в четыре рубля, он отправился на золотые прииски графа Шувалова в Косью. В «нулевые» на заводе появилась мемориальная доска писателю, а затем дом-музей знаменитых людей. Этой зимой на территории завода был снесен цех, в котором предположительно работал Александр Грин.
Площадь была так названа из-за красной крошки, которая постоянно осыпалась от кирпича и краски. На площади рабочие проводили собрания и торжественные мероприятия. Здесь была установлена сцена, вокруг которой собирались зрители. Порой на красной площади насчитывалось до полутора тысяч человек.
На территории завода Шпагина находились не только производственные цеха и мастерские, но и был разбит собственный сад с живым уголком, сквером и фонтаном. Еще здесь располагались больничный пункт, общежитие, столовая, библиотека и культурно-досуговый центр с актовым залом.
Первоначально железнодорожные мастерские ремонтировали как вагоны, так и паровозы. Однако в 1890 году ремонт вагонов был перенесён в Екатеринбург.
В годы революции и гражданской войны рабочие завода активно поддерживали советскую власть. За время гражданской войны на заводе было изготовлено 3 бронепаровоза.
В 1941-1945 гг. на заводе производились боеприпасы по заказу ГКО СССР. В 1942 году Молотовский паровозоремонтный завод сдал свой первый бронепоезд «Григорий Котовский», а затем бронепоезд «Щорс». Это было высокое достижение для завода. Кроме того, на предприятие часто поступали поезда после бомбежек и обстрелов. Их рабочие восстанавливали и возвращали к деятельности. Всего за годы войны было восстановлено более 700 паровозов. После войны завод вернулся к ремонту паровозов.
Зимой 1990 года на заводе Шпагина произошел потоп. Однажды коллектор реки Егошихи сильно засорился. Чтобы пробить ледяную пробку, пришлось вызывать военных, которые устроили небольшой взрыв. В итоге вода устремилась на территорию завода Шпагина и затопила предприятие на отметке чуть больше двух метров.
Пострадало все оборудование (цеха и станки), производство временно закрыли. По воспоминаниям рабочих, грязь и мазут из цехов вывозили почти два месяца. Сегодня о потопе напоминает табличка, установленная на одном из зданий завода.
В этом году на заводе Шпагина должно начаться строительство нового здания художественной галереи. ТЕКСТ решил вспомнить, чем интересна история завода Шпагина и какие необычные факты она хранит:
Первый памятник «Пермяк - соленые уши» был поставлен на заводе Шпагина
Памятник соленосу здесь появился неслучайно. Когда-то на территории завода, в устье реки Егошиха, разгружались баржи с солью, а затем отправлялись по железной дороге.
Первый памятник «Пермяк соленые уши» по своему внешнему виду отличается от второго варианта, который позже был установлен у гостиницы «Прикамье». За спиной у соленоса находится большой мешок. Рабочие завода называли его «несун». Такое прозвище давали сотрудникам предприятий, которые на не совсем законных основаниях присваивали себе имущество завода. Сегодня арт-объект планируется сохранить.
Фото Наталья Аксентьева
Также на территории завода в 2008 году был установлен памятник букве Ё. Скульптура простояла до 2021 года.
На заводе работали писатель Владимир Короленко и автор «Алых парусов» Александр Грин
В 1880 году в главных железнодорожных мастерских завода им. Шпагина работал табельщиком известный писатель и публицист Владимир Короленко. Ему было 27 лет, когда он находился в Перми в политической ссылке. «Работать приходилось в маленькой каморке, в которой замерзали чернила, стыли руки и, казалось, что застывала даже всякая сообразительность», — вспоминал Короленко. В 1881 году писатель покидает Пермь. Полученный опыт работы в мастерских он отразил в неоконченной повести «Табельщик», которую начал писать в 1885 году.
В феврале 1900 года в Пермь прибывает будущий писатель Александр Грин. Прибыв в город, Грин посетил знакомого отца. Тот, накормив гостя, дал записку к вагонному мастеру. По ней Александра Грина приняли чернорабочим в железнодорожные мастерские.
Проработал будущий писатель на заводе всего половину месяца. Причиной стал тяжелый труд и 16-часовой рабочий день. «Я видел, что, оставшись в депо, — останусь в депо и ничего больше»,- писал позже Грин. Получив расчет в четыре рубля, он отправился на золотые прииски графа Шувалова в Косью. В «нулевые» на заводе появилась мемориальная доска писателю, а затем дом-музей знаменитых людей. Этой зимой на территории завода был снесен цех, в котором предположительно работал Александр Грин.
На заводе была собственная Красная площадь
Площадь была так названа из-за красной крошки, которая постоянно осыпалась от кирпича и краски. На площади рабочие проводили собрания и торжественные мероприятия. Здесь была установлена сцена, вокруг которой собирались зрители. Порой на красной площади насчитывалось до полутора тысяч человек.
На территории завода Шпагина находились не только производственные цеха и мастерские, но и был разбит собственный сад с живым уголком, сквером и фонтаном. Еще здесь располагались больничный пункт, общежитие, столовая, библиотека и культурно-досуговый центр с актовым залом.
На заводе было изготовлено 3 бронепаровоза и два бронепоезда
Первоначально железнодорожные мастерские ремонтировали как вагоны, так и паровозы. Однако в 1890 году ремонт вагонов был перенесён в Екатеринбург.
В годы революции и гражданской войны рабочие завода активно поддерживали советскую власть. За время гражданской войны на заводе было изготовлено 3 бронепаровоза.
В 1941-1945 гг. на заводе производились боеприпасы по заказу ГКО СССР. В 1942 году Молотовский паровозоремонтный завод сдал свой первый бронепоезд «Григорий Котовский», а затем бронепоезд «Щорс». Это было высокое достижение для завода. Кроме того, на предприятие часто поступали поезда после бомбежек и обстрелов. Их рабочие восстанавливали и возвращали к деятельности. Всего за годы войны было восстановлено более 700 паровозов. После войны завод вернулся к ремонту паровозов.
Потоп
Зимой 1990 года на заводе Шпагина произошел потоп. Однажды коллектор реки Егошихи сильно засорился. Чтобы пробить ледяную пробку, пришлось вызывать военных, которые устроили небольшой взрыв. В итоге вода устремилась на территорию завода Шпагина и затопила предприятие на отметке чуть больше двух метров.
Пострадало все оборудование (цеха и станки), производство временно закрыли. По воспоминаниям рабочих, грязь и мазут из цехов вывозили почти два месяца. Сегодня о потопе напоминает табличка, установленная на одном из зданий завода.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.