«Пермяк-солены уши» и Александр Грин. Пять интересных фактов из истории завода Шпагина

144 года назад в Перми был  основан завод Шпагина - Главные железнодорожные мастерские. Здесь производили  текущий и капитальный ремонт паровозов. С 2006 года предприятие получило название «Ремпутьмаш». А 29 декабря 2018 года коллектив завода провел свой последний  рабочий день – завод было решено превратить в социокультурное пространство. 

В этом году на заводе Шпагина должно начаться строительство нового здания художественной галереи. ТЕКСТ решил вспомнить, чем интересна история завода Шпагина и какие необычные факты она хранит:

Первый памятник «Пермяк - соленые уши» был поставлен на заводе Шпагина


Памятник соленосу здесь появился неслучайно. Когда-то на территории завода, в устье реки Егошиха, разгружались баржи с солью, а затем отправлялись по железной дороге. 
Первый памятник «Пермяк соленые уши» по своему внешнему виду отличается от второго варианта, который позже был установлен у гостиницы «Прикамье». За спиной у  соленоса находится большой мешок. Рабочие завода называли его «несун». Такое прозвище давали сотрудникам предприятий, которые на не совсем законных основаниях  присваивали себе имущество завода. Сегодня арт-объект планируется сохранить.  



Фото Наталья Аксентьева

Также на территории завода в 2008 году был установлен памятник букве Ё. Скульптура простояла до 2021 года. 

На заводе работали писатель Владимир Короленко и  автор «Алых парусов» Александр Грин


В 1880 году в главных железнодорожных мастерских завода им. Шпагина работал табельщиком известный писатель и публицист Владимир  Короленко. Ему было 27 лет, когда он находился в Перми в политической ссылке. «Работать приходилось в маленькой каморке, в которой замерзали чернила, стыли руки и, казалось, что застывала даже всякая сообразительность», — вспоминал  Короленко. В 1881 году писатель  покидает Пермь.  Полученный опыт работы в мастерских он отразил в неоконченной повести «Табельщик», которую начал писать в 1885 году.





В феврале 1900 года в Пермь прибывает будущий писатель Александр Грин.  Прибыв в город,  Грин посетил знакомого отца. Тот, накормив гостя,  дал записку к вагонному мастеру. По ней Александра Грина  приняли чернорабочим в железнодорожные мастерские.

Проработал будущий писатель на заводе всего половину месяца. Причиной стал тяжелый труд и 16-часовой рабочий день. «Я видел, что, оставшись в депо, — останусь в депо и ничего больше»,- писал позже Грин. Получив расчет в четыре рубля, он отправился на золотые прииски графа Шувалова в Косью. В «нулевые» на заводе появилась мемориальная доска писателю, а затем дом-музей знаменитых людей.  Этой зимой на территории завода был снесен цех, в котором предположительно  работал Александр Грин.

На заводе была собственная Красная площадь


Площадь была так названа из-за красной крошки, которая постоянно осыпалась от кирпича и краски.  На площади  рабочие проводили собрания и  торжественные мероприятия.  Здесь была установлена сцена, вокруг которой собирались  зрители. Порой на красной площади насчитывалось до полутора тысяч человек.

На территории завода Шпагина находились не только производственные цеха и мастерские, но и был разбит собственный  сад с живым уголком, сквером и  фонтаном. Еще здесь располагались  больничный пункт, общежитие, столовая, библиотека и культурно-досуговый центр с актовым залом. 

На заводе было изготовлено 3 бронепаровоза и два бронепоезда


Первоначально железнодорожные мастерские ремонтировали как вагоны, так и паровозы. Однако в 1890 году ремонт вагонов был перенесён в Екатеринбург.

В годы революции и гражданской войны рабочие завода активно поддерживали советскую власть. За время гражданской войны на заводе было изготовлено 3 бронепаровоза.




В 1941-1945 гг. на заводе производились боеприпасы по заказу ГКО СССР. В 1942 году Молотовский паровозоремонтный завод  сдал свой первый бронепоезд «Григорий Котовский», а затем бронепоезд «Щорс». Это было высокое достижение для  завода. Кроме того, на предприятие часто поступали поезда после бомбежек и обстрелов. Их рабочие восстанавливали и возвращали к деятельности. Всего за годы войны было восстановлено более 700 паровозов. После войны завод вернулся к ремонту паровозов.

Потоп


Зимой  1990 года на заводе Шпагина произошел потоп. Однажды коллектор реки Егошихи сильно засорился.  Чтобы пробить ледяную пробку, пришлось вызывать военных, которые устроили небольшой взрыв. В итоге вода устремилась на территорию завода Шпагина и затопила предприятие на отметке  чуть больше двух метров.





Пострадало все оборудование (цеха и станки), производство временно закрыли. По воспоминаниям рабочих,  грязь и мазут из цехов вывозили почти два месяца. Сегодня о потопе напоминает табличка, установленная на одном из зданий завода. 
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости