Пермский театр кукол покажет спектакль по пьесе расстрелянного в советское время украинского драматурга

Новый художественный руководитель Пермского театра кукол представит зрителям свою первую постановку на пермской сцене — спектакль для взрослых «Нармахнар» по мотивам пьесы украинского драматурга Николая Кулиша. Как сообщает пресс-служба театра кукол, премьера состоится 15, 17 и 18 февраля.

Николай (Микола) Кулиш — ныне забытый, а в 20-30-е годы XX века — один из ведущих украинских драматургов. Многогранно одарённый, он был редактором и публицистом, социальным педагогом, прозаиком, полемистом, теоретиком литературы. Его называли «живописцем характеров». Работая над пьесой, Кулиш старался нарисовать «живой, колоритный, концептуальный, типичный, до него не открытый художественный образ» — отмечала критика. Пьеса «Народный Малахий» написана в 1927 году и была высоко оценена современниками. Руководитель легендарного харьковского театра «Березиль» Лесь Курбас утверждал, что создание подобной пьесы под силу только гениальному драматургу, и сам образ Малахия Стаканчика зачислил в категорию «вечных». При жизни Кулиша (драматург был расстрелян по надуманным обвинениям в страшном 1937-м) пьеса ставилась в театре «Березиль» в 1928 году.

Спектакль Пермского театра кукол — первая постановка «Народного Малахия» в России. В основе пьесы — одна из «вечных» тем: конфликт героя-идеалиста с обществом и действительностью. Сюжет довольно прост: сельский почтальон Малахий, 27 лет певший на клиросе, и «до буковки» знающий Святое Писание, запирается в чулане, чтобы переждать революционное время. Начитавшись большевицких газет, Малахий встревожен и взбудоражен; его воображение рождает смутные идеи, в которых самым неестественным образом переплетены Библия и Карл Маркс. Смущенный и обеспокоенный тем, что революция никак не влияет на человеческую природу и все нравственные изъяны остаются неискорененными, он отправляется в столицу с проектом «Немедленной Реформы Человека»...

Юмор в спектакле создаётся самобытным, образным языком, на котором общаются герои. Визуальное оформительское решение очень необычно. Декорации представляют собой систему подвижных конструкций, внутри которых и происходит действо. Куклы работы художника Татьяны Нерсисян похожи скорее на карикатурных персонажей, общая эстетика спектакля тяготеет к характерному для 20-х годов авангардизму. Малахий, или Нармахнар, единственный, кто представлен в «живом плане». Так режиссёр подчеркивает особость героя в мире плоских людей, не способных постичь сумбурные, безумные, но при этом чистые и возвышенные идеи Малахия.

У главного героя противоречивый образ. Невозможно однозначно говорить о его «положительности» либо «отрицательности». И зритель не увидит в спектакле приговора. Здесь важнее понимать причины, ведущие к такой двойственности мышления героя. Это история маленького Неравнодушного человека на фоне глобальных изменений и идеологических сдвигов, — отметил режиссёр спектакля, художественный руководитель Пермского театра кукол Александр Янушкевич.

«Нармахнар» — очень трогательное, смешное и трагическое одновременно повествование о жизни одного безумного человека, живущего в таком же безумном мире — своеобразного Дон Кихота начала XX века.
Алина Комалутдинова (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости