Пермский режиссёр поставит на сцене «Триумфа» бродвейский мюзикл о любви и запретах

Александр Шумилин и театральная компания «неМХАТ» подписали соглашение о сотрудничестве с Лондонским музыкальным театром и Американским Бродвеем. Молодой пермский режиссёр в июле поставит в Перми мюзикл «Spring Awakening/Пробуждение весны». Играть в нём будут артисты из труппы Театра-Театра. 

«ТЕКСТ» узнал, сложно ли перенести американскую историю на пермскую сцену, чем она отличается от традиционных мюзиклов Бродвея и сколько денег нужно на такую постановку.




Что это за мюзикл


Мюзикл «Spring Awakening/Пробуждение весны» создан композитором Данканом Шейком и либреттистом Стивеном Сэйтером в 2006 году. Сюжет его основан на одноимённой пьесе 1891 года Франка Ведекинда. Время и место действия — пуританская Германия конца XIX века. Это история о подростках, которые сталкиваются с взрослением, первыми проявлениями любви и запретами общества и родителей.

Этот мюзикл успешно шёл на Бродвее и был удостоен многочисленных наград: «Тони» в номинациях «Лучший мюзикл», «Лучшее либретто», «Лучшая партитура», премии Отдела Драмы в категориях «Выдающийся мюзикл», «Выдающаяся музыка», «Выдающиеся песенные тексты», «Грэмми» за «Лучший альбом шоу» и др.

«Несколько лет назад я услышал одну из песен этого мюзикла,  посмотрел оригинальную бродвейскую версию и загорелся идеей поставить его в Перми. Spring Awakening ставили уже во многих странах, а по всей Америке за него берутся во многих в школьных театрах, — рассказывает Александр Шумилин. — Алексей Франдетти поставил эту историю в Москве в 2013 году на пару с Кириллом Серебренниковым. Для этого Евгения Беркович перевела текст и адаптировала стихи на русский». 

Недавно пермский режиссёр вместе с актёром Театра-Театра Маратом Мударисовым вернулись к обсуждению этой идеи и решили всё же взяться на мюзикл. Александр Шумилин написал в Лондонский театр, оплатил часть авторских прав и выкупил перевод Евгении Беркович.

Кто работает над постановкой


Постановочную группу мюзикла составляют молодые художники современного театра — Александр Мехряков, куратор московского проекта «Пирамида современного искусства», Евгений Козин, лауреат национальной театральной премии «Арлекин». Музыкальными руководителями мюзикла стали Мария Дудакова, выпускница Академии Гнесиных, участница множества вокальных проектов и Павел Бучмей, руководитель оркестра «неМХАТ».

Хореографию к спектаклю создаёт Ксения Малинина, художественный руководитель Свободного театра современного танца. Продюсер проекта — молодой режиссёр и преподаватель театральной школы «Так-то да» Евгения Шаврова.

Актёры для мюзикла подобрались довольно быстро из поющей труппы Театра-Театра. «Все они органично вписались в вокальные типажи», — говорит Александр. Роли подростков исполнят Марат Мударисов, Даниил Ахматов, Михаил Палкин, Алексей Каракулов, Дмитрий Курочкин, Екатерина Романова, Александра Кризьская, Кристина Баженова, Ксения Ёлохова, Екатерина Вожакова. Всех взрослых женщин сыграет Мария Полыгалова, а взрослые мужские голоса озвучит Александр Мехряков.



 

Как будет звучать музыка


Для мюзикла постановщики собрали ансамбль из восьми инструментов: в нём будет ритм-секция, клавиши, бас, гитара (электрическая и акустическая), контрабас, альт, скрипка и виолончель. Это музыканты из Пермского института культуры, оркестра Театра-Театра и компании «неМХАТ». «В подобном мюзикле нельзя петь под запись — очень важно слышать именно живое исполнение, — поясняет Александр Шумилин. — Ансамбль встанет  на сцене и будет хорошо виден зрителю».

Музыкальная канва постановки созвучна молодёжи эпохи MTV — это ритмичный и лиричный поп-рок. Песни включены в сюжет не свойственным для Бродвея образом. В традиционной форме при помощи вокальных номеров происходит развитие сюжета, а в «Spring Awakening/Пробуждение весны» песни в основном иллюстрируют эмоциональное состояние героев, их внутренний мир и реакцию на происходящие события. Песни здесь играют роль монологов, разъясняющих публике переживания героев.

В оригинале мюзикл исполняется на английском языке, и пермский режиссёр решил оставить его в своей постановке. Почти все песни будут звучать на английском, чтобы сохранилась их изначальная мелодика, а весь драматургический текст и одна песня — на русском. 

Почему для постановки выбрана частная филармония


Режиссёр говорит, что рассматривал несколько вариантов в качестве будущей площадки: «Мы думали про Завод Шпагина, конечно. Но потом я решил, что это всё же камерный мюзикл и он точно не подходит для большой сцены и большого пространства. Его история — очень интимная, и должна быть рассказана близко к зрителю». 

Зал в частной филармонии «Триумф» постановочная команда полностью изменит. Актёры будут находиться в центре, а зрители — рассажены по сторонам от них. Таким образом режиссёр хочет подчеркнуть лейтмотив мюзикла — разделение, отстранённость людей. Но, видя друг друга во время спектакля, зрители будут находиться в безмолвном диалоге, наблюдая за соседями.

Герои на сцене будут разделены на «мальчиков» и «девочек» по разные стороны сцены. Ансамбль также будет отгорожен от всех прозрачной стенкой. 

Почему «Пробуждение весны» — это не совсем Бродвей


В мюзикле Данкана Шейка нет спецэффектов, ярких массовых сцен и зрелищности. Изначально он создавался вразрез с традициями Бродвея, но несмотря на это завоевал большую популярность. 

«Сила Spring Awakening — в самой истории. Главные её темы — любовь и семья, а острота сюжета — в спорах о том, почему, когда мы любим, должны следовать каким-то правилам, — говорит Александр Шумилин. — Я хочу снять рамки с жанра мюзикла и показать, что он может не быть развлекательным. Зритель в Spring Awakening — наблюдатель, он принимает решение, как относиться к той или иной теме, которая предстаёт перед ним в сюжете. Этот мюзикл не навязывает моральные принципы и даже не разрушает их, он выводит зрителя на эмоции и говорит: ты можешь относиться к увиденному, как хочешь».
 
В финальной песне всё же проявляется классический Бродвей со своей шумной зрелищностью. Звучит весёлая музыка, линия сюжета в этот момент доходит до пика драматизма, а герои танцуют под беззаботное «Бла бла бла».

Сколько нужно денег, чтобы поставить бродвейский мюзикл в Перми


Проект Spring Awakening, как и все другие работы Александра Шумилина, частный. Пока режиссёр тратит на него только свои деньги. Он написал грант в Союз театральных деятелей РФ и надеется получить поддержку как продюсер независимого театра. У проекта нет ни инвесторов, ни партнёров.

«По моим подсчётам, на постановку нужно около 1 млн рублей. Гонорары актёрам и музыкантам мы выплатим с продажи билетов. Конечно, я понимаю, что оплата их работы должна быть адекватной.  Всего предусмотрено 180 зрительских мест на каждый показ. Билеты стоят от 500 до 1500 рублей», — говорит режиссёр.

Бродвейский мюзикл покажут в Перми три раза. Дальше его судьба будет зависеть от интереса продюсеров, которых пригласят на премьеру. Постановщики предполагают возможность участия в фестивалях — мюзикл легко перенести на другие площадки. 

Премьера пермской версии «Spring Awakening/Пробуждение весны» (16+) пройдет в частной филармонии «Триумф» 6, 7 и 8 июля. Начало — в 20:00.

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Фото Ольги Забродской.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости