Как пермские врачи консультируют пациентов через интернет

Год назад один из ведущих  врачей Перми  открыл свой медицинский блог, где, в том числе, ведет онлайн консультации. За помощью к пермскому «онлайн-доктору» обращаются пациенты со всех уголков страны и даже мира. «Для медицинской помощи не существует границ», - утверждает доктор.

Врач на условиях анонимности рассказал ТЕКСТу, заменяет ли онлайн консультация  поход в поликлинику, можно ли поставить диагноз дистанционно и что можно лечить удаленно:





Я консультирую людей со всего мира: Египта, Турции, Испании, Греции, Австралии, и России


Свой блог и  онлайн консультации я запустил год назад. Начал с сети Вконтакте, люди стали писать, обращаться, хотели знать, что такая онлайн консультация. Затем я стал развивать эту тему и перешел полностью в Инстаграм, т.к. Вконтакте есть не у всех, а Инстаграм – сеть, популярная за границей.  Здесь я веду онлайн консультации по типу «Вопрос-Ответ» в текстовом варианте (если это легкий вопрос), либо голосовыми сообщениями. Если ситуации требует более детального разбора, мы переходим в видеоформат. То есть подбираем формат индивидуально, кому как удобно. 

География моих консультаций большая: я консультирую наших сограждан, которые живут за границей (Испания, Италия, Германия, Австрия, Греция, Кипр, Египет, Турция), а также жителей Москвы, Питера, Екатеринбурга, Казани, Перми и т.д. 

Многие меня спрашивают: «Не проще ли «старым» способом, по сотовому телефону?»


Сотовые телефоны я не раздаю. Потому что это будут звонки 24 часа в сутки. Стараюсь ограничиваться соцсетями. Только в крайнем случае мы с пациентом можем обменяться телефонами.  И мы стараемся не принимать позже 11 часов вечера по местному времени, так как у всех семьи и свои дела. Но иногда бывают экстренные ситуации. Например, мне написал пациент из другой страны, где большая разница во времени. Тогда мы смогли созвониться в 12 ночи,  и беседа заняла более 2 часов.

Онлайн консультация похожа на обычный прием в поликлинике


Онлайн консультация проходит примерно так: человек спрашивает, можно ли ко мне обратиться за помощью. Если я могу чем-то помочь, мы продолжаем беседу. Если вопрос срочный, то я прошу прийти на прием оффлайн или вызывать скорую, если попасть на прием невозможно. 

Онлайн консультация может осуществляться только тогда, когда не требуется экстренной медицинской помощи. Она похожа на обычный прием в поликлинике: сбор жалоб пациента, анамнеза заболевания и жизни, анализов и обследований, их интерпретация, выставляется предварительный диагноз, назначается лечение, список обследований и анализов. И потом мы решаем, нужно ли идти на очную консультацию либо  можно встретиться повторно онлайн, либо  нужна экстренная госпитализация.

Обращаются ко мне  абсолютно со всеми проблемами. Условно говоря, с «у меня болит то-то»  до получения второго и третьего мнения. Когда человек прошел 5-6 врачей, и каждый говорил ему кучу разных диагнозов, то онлайн консультация может внести окончательную ясность.  Например, мы  все интерпретируем на обычный «человеческий» язык. Пациенту становится все понятно,  и ему не надо проходить еще 10 врачей. К тому же онлайн консультации работают по системе донатов. 

Онлайн консультации оправдали себя в эпидемию ковида


Да, есть экстренная помощь, когда онлайн консультация не может заменить прием. Но опять же «виртуальные» консультации  оправдали себя  в эпидемию ковида, когда врачи были загружены  на 1000%, когда единственная помощь людям была по телефону  и\или онлайн. Я более тысячи человек с подозрением или с подтвержденным ковидом консультировал и оффлан, и онлайн. И я понимал, что схемы и стандарты лечения примерно одинаковы, и что не обязательно человеку с лёгкой формой коронавируса идти в поликлинику или в частный центр.  

Достаточно как минимум пройти скрининговое обследование, назначить адекватное лечение. И, например, на повторную консультацию, через 2-3 дня можно прийти лично, для оценки состояния. И ты уже интерпретируешь абсолютно все показатели и клиническую картину. Тем самым разгружаешь поликлинику и скорую помощь, т.к. людям с более тяжёлыми формами зачастую не хватало ни карет скорой помощи, ни койкомест в стационаре.

Кстати,  дистанционно можно поставить предварительный диагноз, но под знаком вопроса. Например, обострение ранее установленного хронического заболевания, ОРВИ и т.д.  Онлайн антибиотики не выписываются,  иначе мы будем провоцировать антибиотикорезистентность, которая и так после ковида слишком сильно спрогрессировала. Антибиотики выписываются только на очной консультации и по рецепту.

Дистанционные приемы могут сильно сократить очереди в поликлиниках


Я думаю, что внедрение онлайн консультаций должно быть повсеместно. Потому что это действительно сокращает очереди в поликлиниках. А очереди на самом деле очень большие, люди не могут записаться на прием к врачу. Онлайн приемы могут заменить  скриниги, опросы и осмотр. Если у человека проблема, не требующая его детального осмотра, то онлайн консультация - это выход. 

Например, пациенты гастропрофиля. В основном, это хронические заболевания.  И когда ко мне обращаются пациенты гастропрофиля, мы разбираем ситуацию, я могу назначить первичное обследование - скрининг, предварительное лечение, например, для снятия болевого синдрома. А потом человек приходит ко мне на очный прием уже подготовленный, что делает приём более рациональным, исключая «бесконечные» походы к врачу. Если такие системы внедрять в поликлиниках,  можно сильно сократить очереди.

К тому же на онлайн прием попасть гораздо проще, чем на обычный.  Да, мы работаем на других работах, не всегда можем выйти на видеосвязь. Но текстовые и голосовые сообщения - это реально. Однажды я  в течение трех минут  дал исчерпывающий ответ на вопрос пациента голосовым сообщением, и повторная консультация не потребовалась. Это был мой личный рекорд.


Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости