Пермская оппозиция и тайная методичка Маркевича

Борис Майоров специально для Casual Friday.




Главное политическое событие середины февраля в Перми - оппозиция, активировавшаяся строго по графику, словно любимая ими электричка. Примерно два года длится спокойная жизнь у каждого нового губернатора, потом начинаются митинги. Это климатическая норма для Перми. В феврале Максим Решетников как раз отметил двухлетие своего губернаторства. 

За минувшую неделю оппозиция выдала серию заметных акций: митинг в выходные и троллинг на общественных слушаниях по Разгуляю. При довольно слабом кадровом составе и мешанине в лозунгах эти действия получили  хороший объем внимания в СМИ и соцсетях. 

Но, несмотря на явный успех, сегодня оппозиция вряд ли способна стать проблемой для команды губернатора. Это не дадут сделать еще не вполне израсходованный запас первичной популярности Максима Решетникова и неинтересная для массовой аудитории риторика его противников. 

Тактика оппозиции в ближайшее время будет, видимо, состоять из публичных выходок и тестирования лозунгов и идей. Первое необходимо для вовлечения в движение новых разнообразных участников: смотрите мы его ругаем, это весело и ничего нам за это не будет, давайте к нам! 

А вот с лозунгами у оппозиции, мне кажется, сейчас проблемы. Защитим электричку! Вы серьезно? Нет росту тарифов! Этому лозунгу лет тридцать. Амкар! Да, такой шрам в душе пермяка есть, но он способен сработать только по совокупности с чем-то покрупнее. Сравните со временами, когда оппозиция боролась против планов команды Басаргина вырубить Балатовский лес под зоопарк или закрыть все молочные кухни. Вот от этого кровь закипает!

Но, судя по всему, готовой формулы действий в сложившейся ситуации нет не только у оппозиции, но и у команды губернатора. Оставив в притворном равнодушии ситуацию в нынешнем виде, рано или поздно они получат рост оппозиции за счет серии вечеринок в стиле «чемодан-вокзал». На огонёк подтянутся разные обиженные и бездельники.   

Особенность пермской ситуации в том, что сегодня в регионе один политик - губернатор, и одна звезда - Курентзис. Поэтому все адекватные или выдуманные претензии адресуются губернатору (и всем интересно, что ел Курентзис на завтрак). Никому в голову не приходит, например, написать лозунг «Министр чего-нибудь, помоги» или «Депутат Петров, помоги», единственный действенный вариант такой:





Наблюдая столкновения оппозиции с действующими лидерами на разных уровнях российской жизни, можно заметить, что эффективных вариантов противодействия оппозиции два: перевод борьбы в горизонтальную плоскость  или постоянное опережение. В первом случае для недовольных подбираются активные противники из сопоставимого социального слоя. Вы либеральная общественность - вот вам рабочие оборонного завода, подискутируйте. Вы на митинг - вот вам казаки, возможно, с нагайками. В этом случае лидер остаётся над схваткой и может быть добрым и мудрым судьей для всех. Но проблема маленького города в том, что люди неохотно соглашаются на притворные бои. Власть меняется постоянно, а с соседом жить всю жизнь. Причем, тяжелее на подъем именно люди, довольные ситуацией и симпатизирующие власти.

Второй вариант борьбы с оппозицией - непрерывное и результативное движение вперед, формирование своей повестки. Здесь опять стоит вспомнить Теодора Курентзиса - у него с недругами такая тактика. Незатейливые враги дирижера нападают на него там, где он был позавчера. Курентзис идет вперед так быстро и очевидно успешно, что укусить его они не успевают. Большинство попыток выглядят нелепостью. Кто создает актуальную информационную реальность - тот ей и управляет. 

Но этот путь для политика требует виртуозного умения переключать внимание  на свою повестку и некоторого везения (иные проекты могут провалиться по вине неподконтрольных партнеров, например, два прошлых губернатора не смогли убедить РЖД построить новый вокзал).

Главная же опасность - скатиться к действиям «по методичке Маркевича». Представляете, вдруг он забыл ее где-то в ящике стола на Куйбышева, 14. На протяжении всего срока губернаторства Виктора Басаргина его главный политический советник действовал примерно так: 

- шеф всем всё обещает, мы покупаем СМИ, формируем холдинг;

- пока все тихо, начинаем делить деньги госзаказа, это главный рычаг воздействия на СМИ; (хотя ясно, что купить пианино и научиться на нем играть - разные вещи)

=(сейчас мы здесь)=

- с пафосом запускаем серию странных медиапроектов;

- просыпается оппозиция - демонстрируем максимально сильный ответ (в его исполнении - с орущими динамиками на улице);

- хладнокровно закрываем какую-нибудь газету, лишив ее госзаказов;

- ситуация с рейтингами шефа ползет вниз - накручиваем все свои СМИ на максимальное цитирование губернатора: он, как солнышко - в каждом рисунке; (в это время неподконтрольные СМИ научились выживать без губернаторских денег и дают альтернативную картину происходящего);

- рейтинги солнышка упрямо падают за горизонт, испуганный губернатор начинает метаться сам - демонстрирует решительные действия и планы. (Но ситуация упущена окончательно).

Стоит заметить, что называется эта методичка «Как стать владельцем кофейни в Нью-Йорке».

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией. 

Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости