Пермь в советское время была лидером по производству велосипедов. Вспоминаем этапы этого проекта

Советская Пермь была лидером по производству велосипедов -  в городе выпускался каждый пятый велосипед в стране. На пермских велосипедах  ездили  не только граждане Советского Союза, но и жители зарубежья.  

ТЕКСТ  решил узнать,  когда в Перми начали производить велосипеды и  как город стал крупнейшим производителем двухколесного транспорта в стране:  

Пермяки всегда любили велосипеды - еще с 19 столетия

В конце 19 века  в России началась «велосипедная волна», которая затронула и Пермь.  В 1897 году в городе было  создано общество любителей велосипедного спорта. Участники  общества собирались в городском саду. Здесь для них был выделен целый участок земли с раздевалками, комнатой для хранения велосипедов и веломастерской. 




В 1899 году  для пермских велосипедистов был построен велодром, а чуть позже  на месте современного стадиона «Юность» - велотрек. За небольшую плату  любой житель города  мог прокатиться по велодорожкам и посмотреть соревнования велосипедистов. В 1915 году велодром был передан речному яхт-клубу для «спортивных надобностей», а через 24 года  в Перми образовали будущий завод по выпуску велосипедов. 

Историю  велопроизводства в Перми принято считать с 1939 года

В это время из города Владимира в Пермь был эвакуирован  патефонный завод. В годы войны он назывался Союзный завод №260 и выпускал  знаменитые каски и боеприпасы, а затем – запчасти к тракторам, веялки и корнерезки. После войны мощности завода начали простаивать,  и было принято решение перейти на производство патефонов – тогда страна остро в них нуждалась. Так в 1946 году появился Молотовский патефонный завод.

К 1954 году предприятие выпустило миллион патефонов, но время музыкального аппарата уже прошло, его начали вытеснять проигрыватели. Через два года выпуск патефонов окончательно прекратился, и у завода началась другая жизнь. Сюда  из города  Горького, где выпускали велосипеды «Школьник»,  было перенесено велопроизводство. Предприятие получило новое название - Молотовский велосипедный завод.  

Производство велосипедов  в Перми освоили почти за полгода

И в 1956 году с конвейера вышли первые 6 тысяч велосипедов. Но только через два года завод смог выйти  в передовики производства. В конце 60-х годов  Пермский велозавод выпускал несколько тысяч велосипедов в год. 

Первым достижением завода стал велосипед «Урал», выпущенный в 1965 году. Это был один из самых популярных и надежных дорожных велосипедов в Советском Союзе. В его комплект входили аптечка, ремонтный набор и насос. Престиж «Урала» возрастал с каждым годом. В конце 1970-х им награждали передовиков производства, отличников и других отличившихся советских граждан.

В  1973 году завод выпустил  складной велосипед «Кама», у которого были задний багажник с пружинным прижимом, портфель «бардачок», насос, брызгозащитные крылья и светоотражатели. Стоил велосипед 98 рублей.





В 1977 году  в Перми был собран миллионный велосипед, а Пермский велосипедный завод стал называться Машиностроительным заводом им. Октябрьской революции. Завод стал крупнейшим производителем велосипедов в стране  - он выпускал  более 850 тысяч велосипедов в год, среди которых  были «Луч», «Скиф», «Пермь», «Универсал»  и т.д.

Пермские велосипеды полюбили во всем Советском Союзе

А с конца 1960-х годов года они стали популярны и за рубежом.  На экспорт шла почти половина произведённых в Перми велосипедов. Особенно их любили в Польше, а по некоторым источникам - и в Китае.





С 1986 года на заводе появилось автопроизводство – изготовление ходовой части «Москвича». С 1991 года  завод стал называться  «Велта», и тогда появились велосипеды «Велта-спорт», «Велта-турист», «Велта-комфорт», а также трехколесный велосипед «Велта-комби».  На основе «Велта-спорт»  в Перми начали производить велотренажёры.





В 1990 году совместно с  английской компанией FSV International Ltd было образовано предприятие «Пермавто», на котором было выпущено 50 первых автомобилей «Велта Автокам». Главной особенностью пермских автомобилей стал стеклопластиковый кузов и проходимость. Всего было изготовлено около 100 таких внедорожников.  К 1993 году планировалось выпустить 100 тысяч таких автомобилей, но проект был свернут.




В 2006 году «Велта» была ликвидировано из-за финансовых и имущественных проблем, а бывшие  сотрудники завода организовали новое велосипедное предприятие – Форвард. 

Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости