Патриотический подход к ужасу: кто и как зарабатывает на пермских демонах

«Это вам к икотке надо!», - «К кому?», - «Икотка! Северный бес». Водитель автобуса, везущий дядю и племянника в пермскую глушь, советует обратиться в поисках родных к местному демону. Это — первые кадры официального трейлера хоррор-сериала «Территория», который сняла компания Good story media, основанная выходцами из Перми. 

Интерес к пермской нечисти и мифам сегодня огромный. Недавно пермский университет выпустил справочник коми-пермяцких демонов, продюсерский центр КАМWA  записал серию пермских аудиосказок, собранных из этнографических экспедиций, а студия «Морёшка» делает уже вторую игру на «местном материале». Наконец, очередь дошла до телевизионщиков — они взяли пермских демонов в оборот: этой осенью хоррор «Территория» будет показан на ТНТ.  Так почему же пермские демоны стали популярны сегодня?



Кадр из фильма «Территория»

Это экзотика для тех, кто живет за пределами Пермского края, а человек, особенно западный, ее отлично «впитывает». И лучше всех о пермских демонах могут рассказать именно пермяки.  «Локальные мифы интереснее, чем попытка рассказать что-то на глобальном уровне о чужой культуре. Ну что нового можно снять про древних греков? Получится либо китч, либо ремейк. Что вы нового сможете рассказать? Создадите новый образ Зевса? Это надо сильно постараться. А тут местный материал, занятная экзотика», - говорит доктор философских наук, профессор кафедры всеобщей истории ПГНИУ Светлана Рязанова.

Игру по мотивам коми-пермяцких мифов «Человеколось» отлично приняли в игровом мире. Как объяснил один из создателей игры Владимир Белецкий, игроки  всегда ожидают необычных идей от геймдизайнеров, особенно в сеттинге проектов. 

«Поскольку малоизвестные мифологии являются новыми по определению, разработчики обращаются к этой тематике», - говорит он. По его мнению, русский и коми-пермяцкий фольклорный материал интересен своей неиследованностью в игровой индустрии. 

«Существует множество игр по нордическому пантеону, игр же по мифологиям народов России сравнительно немного. За все время существования игровой индустрии игр по славянской мифологии создано чуть больше ста (в это количество включены игры с поверхностным затрагиванием тематики и проекты в разработке), по финно-угорской и того меньше», - объяснил Владимир Белецкий.

При создании игр «Мортешка» копает глубоко: разработчики изучают литературные источники, консультируются со специалистами не только в развитии сюжета, но даже когда создают арт или музыку — стараются передать атмосферу и аутентичность, чтобы игроку было интересно. 

И компьютерные игры, и фильмы — часть популярной культуры, а она чутко «держит нос по ветру» и мгновенно реагирует на запрос. К тому же, популяризировать пермских демонов  - это еще  и патриотично. Неудивительно, что о них сняли фильм. «Сериал «Территория» — это попытка внести российский миф в мировую библиотеку страхов. На полке стоят истории про зомби, вампиров, культ вуду, троллей. Мы предлагаем побояться своего, родного, у нас абсолютно патриотический подход к ужасу», - говорит продюсер сериала Антон Щукин.

Все то, что указывает на популярность пермского мифа, можно назвать не иначе как совпадением,  - считает Светлана Рязанова. Пермские ученые могли работать над монографией несколько лет, KAMWA изначально работает с пермской культурой и продвигает ее, создатели игры «Человеколось» выпустили ее три года назад и начали работу над второй игрой «Черная книга» задолго до того, как начались съемки сериала о пермских демонах для ТНТ. 

Однако сказки, легенды, фэнтези, - все то, что связано с мифом востребовано и интересно всегда, особенно если этот миф локальный. «Отчасти это компенсация того, что этого мало было в советское время, отчасти компенсация падения статуса тех религиозных институтов, которые у нас существуют, отчасти — уход от реальности», - говорит Светлана Рязанова. Поэтому неудивительно, что по федеральному каналу расскажут про пермского демона икотку. 

Алина Комалутдинова, специально для Casual Friday.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости