«Памятник не должен быть «капитаном очевидность»

За последние пару лет в Перми обсуждалось множество идей по установке памятников. Одни воплотились в жизнь, как, например, памятник Мешкову, другие — вызвали волну сопротивления.

Так, пермяки выступили  против установки памятника «Счастливая семья» и даже начали собирать подписи против него. В итоге скульптуру не поставили.

Сегодня в городе обсуждаются еще несколько инициатив по установке объектов. Это памятник десантникам, который может появиться на перекрестке улиц Сибирской и Белинского и памятник Достоевскому около СИЗО№1. ТЕКСТ узнал, что не так с нынешним подходом к установке памятников в Перми и  должна ли скульптура нравиться всем.

Владимир Береснев, руководитель фестиваля мини-скульптуры #ПМЖПЕРМЬ: 

В нашем случае городская скульптура — это высказывание на свободную тему. Мы исходили из того, что малоформатность скульптуры позволяет не травмировать городскую среду и создает локальную точку притяжения, где человек может побыть с историей один на один. А памятник монументального типа начинает влиять на городское пространство — это как агитация в автобусе. Естественно, кому-то это не нравится. Но сделать памятник, который бы приняли абсолютно все, невозможно.

Я знаю много людей, которым не нравится скульптура «Пермяк соленые уши». Но она стоит, город ее принял. И тех, кому нравится, их гораздо больше. Например, Ворота Полисского пытались поджечь, а потом их приняли. Время и культура лечат, но лучше, конечно, ошибок не допускать. То, что не поставили памятник семье, хорошо, считаю, идея была более чем спорная. 

«Миг на взлете» — интересный объект, представить военный самолет в виде технологического искусства, убрать военную атрибутику — это удачное решение. Памятник Попову не вызвал ни у кого раздражения, потому что там удачно сложился и ансамбль, и контекст. Может быть, удачен памятник Мешкову в университете. Но студенты не особо обращают на него внимание, а остальные горожане его не видят. Зато нашего кота Марсика, который стоит рядом с Мешковым, студенты чистят от снега, к нему протоптана тропинка.





И в этом удача: Марсик находится в локации, где люди разделяют симпатии к нему и нет тех, кто бы выражал противоположное мнение. А Ленина с Горьким никто от снега  не чистит. 





Рустам Исмагилов, скульптор:

Не могу сказать, что сейчас в городе засилье скульптурных композиций — это все-таки дело недешевое и не по силу даже всем общественным организациям, тут должны быть крепкие спонсоры. Но даже если есть деньги, не факт, что скульптуру удастся поставить.  Фильтров достаточно много, тот же Градостроительный совет, так что просто так поставить памятник нельзя. Есть еще один момент — воля власти. Например, при Гельмане находили возможности поставить арт-объекты. 

В Перми есть правила, по которым нужно пройти процедуру согласования, чтобы поставить памятник, но эта процедура не совсем понятна. Например, когда начинали строить «Гулливер», у застройщика были планы поставить арт-объект на ул. Революции перед входом на территорию квартала. Он готов был выделить на это деньги, порядка 5 млн. руб., но наткнулся на череду постоянного согласования и в итоге ничего не получилось. 

Чиновники знают, как будет развиваться город, где будут разбивать парки, скверы, почему бы не привлекать туда художников? Но нет. 

Нужен глобальный подход, комплексная организация пространства, чтобы сделать Пермь городом с интересной инфраструктурой, где интересно жить и гулять, чтоб не одна аллея на ул. Сибирской, где через каждые 100 метров памятник. У нас наверняка есть и другие скверы и парки. Может быть, нужно ставить скульптуры не только в центре, но и в других районах, в новых жилых комплексах. 

Галина Янковская, доктор исторических наук, завкафедрой междисциплинарных исторических исследований ПГНИУ:

Памятники — часть городской среды, и мне кажется, что политика с их установкой — это, в первую очередь, история о смыслах, которые мы транслируем в эту среду, и о том, каким языком мы это делаем. Пример с памятником дружной семье.





Массовый стеб и возмущение им были еще и потому, что он выполнен скучно, архаичным языком. Иногда хороший памятник может стоять в плохом для него месте, а  плохой может стать ценным. Например, плохой памятник Ленину и Горькому перед вторым корпусом университета, это халтура, ничего уникального, но он для многих несет символическую нагрузку, для кого-то это памятный знак молодости и студенчества. 

Памятник не должен быть «капитаном очевидность». Он может раздражать, вызывать сильную реакцию. Главное, что именно он символизирует, как организует пространство вокруг себя, а нравится-не нравится — это не тот критерий, который нужен для его оценки. 

Установка скульптур в городской среде сегодня — вопрос художественной политики. Если речь идет об общественных пространствах, то должны быть на этот счет некие правила, конвенции. Потому что памятник — это демонстрация смысла территории и ценностей, которые мы считаем важными сейчас поддержать. Они  идентифицируют город, в них очень мощная смысловая нагрузка. Мы хотим, чтоб о Перми говорили, что это город десантников? Окей. Но не многовато ли таких милитарных «визитных карточек» для Перми?

С художественной точки зрения можно заявить о себе как о городе традиционализма, таких городов в стране десятки, или же как о городе, который говорит о себе на современном художественном языке.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости