От кухни к производству. Как создательница пермской эко-косметики вывела ее на российский уровень

Веганский косметический бренд «Это я» родился в кастрюльке на обычной пермской кухне пять лет назад, а теперь у него свое производство, штат сотрудников и точки продаж в крупных городах.

Александра Каменских, которая создала и придумала «Это я», признается, что сперва занималась проектом как хобби, которое постепенно переросло в полноценное дело. Как это получилось?




Дебют на Red Market


Первую косметику Александра делала для себя, когда еще и не думала этим зарабатывать. Ей нравилось — домашние средства по уходу за телом справлялись не хуже, чем косметические бренды масс-маркета. Тогда она училась в университете на переводчика с испанского и в свободное время подрабатывала официанткой. После выпуска найти работу по специальности в Перми оказалось непросто. «И я подумала, а почему бы не делать кофейные скрабы и не продавать его подругам, зарабатывать какую-то сумму денег», - вспоминает она. Александра начала искать в интернете информацию о создании косметики, тестировать рецепты.

Первой косметикой «для других» стал кофейный скраб, а первыми покупательницами — подруги. Скраб им понравился и это вдохновило Александру Каменских поучаствовать в декабрьском маркете Red Market 2015 года. Три-четыре месяца ушло на подготовку. В запуск дела она вложила около 30 тыс. руб., на эти деньги были закуплены материалы.

Первое название было взято из песни Susie Q, дизайн придумала сама, расширила линейку скрабов, сделала мыло, бальзамы для губ и кремы. «У нас получилась полноценная косметическая линия из разных средств», - говорит Александра Каменских.





Уже тогда Александра твердо решила, что будет делать натуральную косметику для ухода за телом и волосами. «Изначально у нас все было немного самодельное и непрофессионально, при этом у нас были неплохие продажи, и я решила, что раз есть спрос, надо продолжать», - вспоминает она.

После новогодней ярмарки стало ясно, что нужно сменить название марки — прежнее плохо читалось, а также придумать позиционирование. Кроме первого успеха Red Market принес и полезное знакомство: марку заметила дизайнер из студии Level Design Сommunications Юлия Шарапова. Она помогла придумать логотип и дизайн нынешней «Это Я», а новое название родилось в ходе «мозгового штурма».

Косметика «из кастрюльки»


Для расширения продаж тогда еще Susie Q она завела страницы в «Вконтакте» и Instagram, стала их вести, так появились первые покупатели «со стороны». «В месяц было продаж десять и для меня это было ого-го как круто, потому что аудитория страниц была маленькая», - вспоминает Александра Каменских.

В разработке своей линейки она вдохновилась британским косметическим брендом LUSH, смотрела канал марки на YouTube, где выкладываются ролики с производства. «Изначально мне казалось, что раз я делаю косметику дома, то она все равно будет не такая классная, как «настоящая косметика из магазина», и многие люди не будут мне доверять и ничего у меня не купят, а когда я посмотрела ролики с производства LUSH, и увидела, как они это делают, я поняла, что процесс один и тот же. Просто у меня все делалось в маленькой кастрюльке на кухне, а у них большие объемы в больших чанах на заводе. И тогда я поняла, что тоже могу этим заниматься», - рассказала Александра Каменских.





Вечером она училась в магистратуре Пермской НИУ-ВШЭ, куда поступила после университета, а днем изучала, как «работает» косметика, какие масла нужны для разных типов кожи и как комбинировать ингредиенты. Методом проб и ошибок она «выводила» продукты и отдавала на тестирование знакомым, чтоб понять, будут ли новинки пользоваться спросом.

Не каждый рецепт с первого раза получался «тем самым». Однажды ей пришлось «списать» всю партию кремов (около 15 штук) из-за замены одного компонента. 

«Это я»


Новый дизайн и название марки косметики по уходу за телом и волосами «Это я» были созданы ровно пять лет назад. Александра Каменских представила ее на весеннем Red Market-2016.

Следующие годы проект «Это я» развивался как хобби: Александра устроилась на работу в «Дом.ru» и занималась им параллельно, участвовала в маркетах, а в 2017 и вовсе «поставила на стоп», уехав в Шанхай. Через год она вернулась в Пермь.

Поездка сильно изменила ее подход к делу: осознав, какой вред наносит пластик природе, она стала делать косметику без пластиковой упаковки, в твердом виде и без использования пчелиного воска как продукта животного происхождения. «Я поняла, что «Это я» должен транслировать мои новые ценности. В Шанхае я начала сортировать мусор, ходить в магазин с авоськой. Это пришло не сразу, был естественный процесс моего «взросления»», - рассказала Александра Каменских.

Осенью 2019 года продуктовая линейка «Это я» пополнилась массажными свечами и бальзамами для губ. «Свечи оказались очень востребованы, их у нас большая линейка — пять разных видов с разными запахами и мы планируем выпускать новинки», - говорит Александра Каменских.

Все пять лет Александра занималась проектом самостоятельно: вела страницы в соцсетях, придумывала рецептуру, варила косметику в кастрюльке на кухне у себя дома, продавала. Заняться развитием марки всерьез Александра Каменских решила год назад. К тому времени она работала в IT-стартапе Carrot Quest - продажи косметики по-прежнему не приносили ощутимого дохода. Осенью она уволилась, чтоб посвятить себя развитию бренда «Это я».

«Голая косметика» заходит в города


С начала прошлого года «Это я» стала приносить все больше дохода. Александра Каменских связывает это с ростом подписчиков аккаунта марки в  Instagram. Если в январе прошлого года их было 1 тыс. человек, то теперь чуть больше 11 тыс. человек. «Если в январе у нас было продаж на 20 тыс. руб., в феврале — на 27, в марте на 30, а в апреле несмотря на карантин — на 37, к августу мы торговали на 80 тыс. руб. Доход постепенно рос. В декабре он вырос по сравнению с январем в 12 раз. Это достаточно много, но изначально цифры у нас были маленькие. Сейчас рост продаж замедляется и мы пытаемся с этим что-то сделать», - говорит Александра Каменских.





Для выхода на новый уровень нужно было получить сертификацию на косметику и собрать команду. Все это требовало дополнительных денежных расходов. Для того, чтоб получить сертификаты на продукцию, пришлось «уйти с кухни». Осенью прошлого года Александра нашла подходящее помещение для производства «Это я» - теперь площадка в 45 кв.м. служит для марки и цехом, и офисом, и складом.

Сертификаты на 8 продуктов она получила к ноябрю прошлого года, сертификация одной позиции стоила от 15 тыс. руб. «Без нее по-серьезному ничего не получится. Она подтверждает, что косметика безопасна для использования. Когда все было сделано, это дало нам возможность продавать косметику в разных магазинах, мы стали работать над созданием сайта», - рассказала Александра.

После этого число магазинов, где стала продаваться косметика «Это я», выросло. В декабре их было 10, теперь — в три раза больше. Пермскими веганскими средствами по уходу за телом и волосами торгуют по всей стране: их можно купить в Перми, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Уфе. «В декабре мы продали около 1700 единиц продукции, а по факту сделали еще больше. При этом производственное помещение было задействовано только на 20-30% от своей мощности. Есть запас, и в этом плане мы готовы расти и делать еще больше косметики», - говорит Александра Каменских. Если несколько лет назад партия скрабов составляла 10 штук, то теперь — минимум 100.

Около 90% своей продукции «Это я» продает без упаковки. «У нас есть магазины, которые покупают у нас косметику полностью в «голом виде», и «в голом виде» ее продают», - говорит Александра Каменских. Однако большинство заказов (65%) сайта марки — это косметика в упаковке, хотя за нее приходится доплачивать 50 руб.

Выход на маркетплейсы и другие планы


После выхода на российский уровень команда марки «Это я» столкнулась с новыми сложностями. Продвижение сайта, поиск новых точек сбыта и стимулирование роста продаж потребовали от команды больше сил и времени. В ближайших планах «Это я» - выход на маркетплесы. Пермская косметика будет продаваться на Ozon и Wildberries, однако для этого команде марки предстоит отладить электронный документооборот.

В планах марки - постепенное расширение ассортимента, в ближайшее время будет запущена новая линейка мыла.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости