От грязи не избавиться, светофоры создают пробки и еще несколько мифов городского благоустройства, в которые не нужно верить
Светофоры создают пробки, от грязи на улицах не избавиться, парковки должны быть бесплатными. Об этих и других заблуждениях относительно городского благоустройства рассказал руководитель отделения некоммерческой организации «Городские проекты» в Перми и координатор сообщества «Велосипедизация Перми» Александр Синявский. Его лекция состоялась на прошлой неделе в рамках фестиваля «Горки».
Какие мифы городского благоустройства развенчал Синявский:
Миф: От грязи на городских улицах не избавиться. На улицах может быть чисто, если при благоустройстве улиц соблюдать несколько правил. Грязь образуется, если в городе есть открытый грунт. Дожди и снегопады смывают его с газонов на улицы, превращая их в непроходимые болота. Выход — сделать деревьям в центре города приствольные решетки и проектировать клумбы на одном уровне с пешеходной частью, а не приподнятыми, как это было в советское время.
Еще один совет — покрывать грунт газоном, специальной травой, выращенной в питомниках. Газон скатывается в рулоны и расстилается в нужных местах. В Перми есть примеры использования таких газонов, но не все они приживаются. Причина — небрежное использование. Например, зимой на перекрестке улиц Крупская и Уральская дорожная техника сваливала на рулонный газон снег с реагентами, после чего он начал «болеть».
Другой один способ убрать из города грязь — спроектировать пешеходные дорожки. «Люди не роботы, они не ходят по дорожкам под прямым углом, а выбирают, как им удобнее и быстрее всего. Например, мы часто можем видеть, как углы газонов вытоптаны — люди «срезают» путь, чтоб добраться до остановки», - говорит Александр Синявский.
Источниками грязи служат реагенты и песок, которые используют зимой для посыпки дорог и тротуаров. Весной они превращаются в грязь и высыхают. Чтоб избежать «пылевых бурь», вместо песка стоит использовать гранитную крошку. Она не создает грязи и экономичней: весной ее можно собрать с улиц, очистить и к следующему сезону использовать вновь. По словам Синявского, в Перми «начали экспериментировать на этот счет», но пока практика не носит системного характера.
Еще один источник грязи — вода. Бордюры на тротуарах мешают оттоку воды, поэтому их нужно убрать или делать вровень с тротуаром, - считает эксперт. Наконец, сделать город чище можно, установив больше урн.
Миф: Заборы повышают безопасность пешеходов и могут остановить «вылетевший» на тротуар автомобиль. Часто пешеходы обходят ограждения и переходят дорогу в неположенном месте, «срезая» путь до остановки или школы. На дороге создается аварийная ситуация. Ограждения уродуют улицы, мешая любоваться кустарниками и зелеными насаждениями. Зимой они мешают технике убирать снег.
От «вылетевшего» на тротуар автомобиля забор не защитит: его осколки разлетаются в стороны, как шрапнель. По словам Александра Синявского, были случаи, когда пешеходов серьезно ранило такими осколками. Выход — отказаться от пешеходных ограждений как от дорогих и неэффективных.
Миф: Подземные и наземные пешеходные переходы — безопаснее, чем обычные. «Люди все равно переходят дорогу не по подземному переходу, а перебегают <полосы движения> и попадают в ДТП. Они не готовы спускаться под землю», - говорит Александр Синявский. По его словам, некоторым категориям горожан пользоваться такими переходами тяжело: это пожилые, люди с маленькими детьми, маломобильные граждане и так далее. Выход — делать удобные уличные пешеходные переходы.
Миф: Светофоры создают пробки. Пробки создают не светофоры, а их настройки и специалисты, которые неправильно рассчитывают фазы и интервалы под транспортный и пешеходный потоки. Также на пробки влияет культура вождения.
Миф: Велодорожки создавать невыгодно и убыточно. При правильном проектировании велосипедная инфраструктура может выполнять транспортную функцию. Велосипед — это транспорт «последней мили». Например, на нем можно доехать от дома до остановки, припарковать его, пересесть на транспорт и поехать по делам. Еще один бонус — на велосипеде не надо тратиться на бензин, до конечной точки можно доезжать быстрее, объезжая пробки.
«Это и улучшение экологической ситуации. От индивидуального транспорта загрязнение воздуха сильнее, чем от предприятий. Велосипедизация помогает улучшить здоровье: работу сердца, мозга, легких», - говорит Александр Синявский.
Миф: Общественный транспорт должен быть прибыльным. Он может субсидироваться из бюджета. Основная его цель — перемещение жителей. «Это как ОМС. Мы платим налоги, чтоб система существовала. Общественный транспорт может быть прибыльным, но это не является первостепенной целью. Главное, чтоб у людей была возможность его использовать, чтоб он ездил быстро, не стоял в пробках, был комфортный», - объяснил Александр Синявский. По его мнению, работу общественного транспорта можно улучшить, убрав автобусные карманы: водители автобусов тратят время, чтобы заезжать и выезжать из них. «Транспорт лучше функционирует, когда высадка и заход пассажиров происходит быстро», - уточнил эксперт.
Миф: Парковки должны быть бесплатными. Городу не нужны «поля парковок», городская земля стоит дорого и не может быть бесплатной. «Площадь в городе ограничена и введение платы за парковку — один из инструментов регулирования спроса. Пусть владелец решает, готов ли платить деньги, чтоб его автомобиль стоял под окнами офиса, занимая площадь города, которая принадлежит всем», - говорит Александр Синявский.
Миф: Листья с газонов нужно убирать. Все зависит от типа газона. Если он рулонный, то требует специального ухода. Большинство же газонов в городе обычные, там трава вырастает естественным образом. «В лесу листья никто не убирает. Под ними зимуют насекомые, а весной они перегнивают. В городе при уборке листья собирают в полиэтиленовые мешки, которые потом попадают на свалку. И в 99% случаев в них листья лежат и гниют. Полиэтилен долго разлагается, нанося вред экологии. Вреда больше, чем пользы», - пояснил Александр Синявский.
Какие мифы городского благоустройства развенчал Синявский:
Миф: От грязи на городских улицах не избавиться. На улицах может быть чисто, если при благоустройстве улиц соблюдать несколько правил. Грязь образуется, если в городе есть открытый грунт. Дожди и снегопады смывают его с газонов на улицы, превращая их в непроходимые болота. Выход — сделать деревьям в центре города приствольные решетки и проектировать клумбы на одном уровне с пешеходной частью, а не приподнятыми, как это было в советское время.
Еще один совет — покрывать грунт газоном, специальной травой, выращенной в питомниках. Газон скатывается в рулоны и расстилается в нужных местах. В Перми есть примеры использования таких газонов, но не все они приживаются. Причина — небрежное использование. Например, зимой на перекрестке улиц Крупская и Уральская дорожная техника сваливала на рулонный газон снег с реагентами, после чего он начал «болеть».
Другой один способ убрать из города грязь — спроектировать пешеходные дорожки. «Люди не роботы, они не ходят по дорожкам под прямым углом, а выбирают, как им удобнее и быстрее всего. Например, мы часто можем видеть, как углы газонов вытоптаны — люди «срезают» путь, чтоб добраться до остановки», - говорит Александр Синявский.
Источниками грязи служат реагенты и песок, которые используют зимой для посыпки дорог и тротуаров. Весной они превращаются в грязь и высыхают. Чтоб избежать «пылевых бурь», вместо песка стоит использовать гранитную крошку. Она не создает грязи и экономичней: весной ее можно собрать с улиц, очистить и к следующему сезону использовать вновь. По словам Синявского, в Перми «начали экспериментировать на этот счет», но пока практика не носит системного характера.
Еще один источник грязи — вода. Бордюры на тротуарах мешают оттоку воды, поэтому их нужно убрать или делать вровень с тротуаром, - считает эксперт. Наконец, сделать город чище можно, установив больше урн.
Миф: Заборы повышают безопасность пешеходов и могут остановить «вылетевший» на тротуар автомобиль. Часто пешеходы обходят ограждения и переходят дорогу в неположенном месте, «срезая» путь до остановки или школы. На дороге создается аварийная ситуация. Ограждения уродуют улицы, мешая любоваться кустарниками и зелеными насаждениями. Зимой они мешают технике убирать снег.
От «вылетевшего» на тротуар автомобиля забор не защитит: его осколки разлетаются в стороны, как шрапнель. По словам Александра Синявского, были случаи, когда пешеходов серьезно ранило такими осколками. Выход — отказаться от пешеходных ограждений как от дорогих и неэффективных.
Миф: Подземные и наземные пешеходные переходы — безопаснее, чем обычные. «Люди все равно переходят дорогу не по подземному переходу, а перебегают <полосы движения> и попадают в ДТП. Они не готовы спускаться под землю», - говорит Александр Синявский. По его словам, некоторым категориям горожан пользоваться такими переходами тяжело: это пожилые, люди с маленькими детьми, маломобильные граждане и так далее. Выход — делать удобные уличные пешеходные переходы.
Миф: Светофоры создают пробки. Пробки создают не светофоры, а их настройки и специалисты, которые неправильно рассчитывают фазы и интервалы под транспортный и пешеходный потоки. Также на пробки влияет культура вождения.
Миф: Велодорожки создавать невыгодно и убыточно. При правильном проектировании велосипедная инфраструктура может выполнять транспортную функцию. Велосипед — это транспорт «последней мили». Например, на нем можно доехать от дома до остановки, припарковать его, пересесть на транспорт и поехать по делам. Еще один бонус — на велосипеде не надо тратиться на бензин, до конечной точки можно доезжать быстрее, объезжая пробки.
«Это и улучшение экологической ситуации. От индивидуального транспорта загрязнение воздуха сильнее, чем от предприятий. Велосипедизация помогает улучшить здоровье: работу сердца, мозга, легких», - говорит Александр Синявский.
Миф: Общественный транспорт должен быть прибыльным. Он может субсидироваться из бюджета. Основная его цель — перемещение жителей. «Это как ОМС. Мы платим налоги, чтоб система существовала. Общественный транспорт может быть прибыльным, но это не является первостепенной целью. Главное, чтоб у людей была возможность его использовать, чтоб он ездил быстро, не стоял в пробках, был комфортный», - объяснил Александр Синявский. По его мнению, работу общественного транспорта можно улучшить, убрав автобусные карманы: водители автобусов тратят время, чтобы заезжать и выезжать из них. «Транспорт лучше функционирует, когда высадка и заход пассажиров происходит быстро», - уточнил эксперт.
Миф: Парковки должны быть бесплатными. Городу не нужны «поля парковок», городская земля стоит дорого и не может быть бесплатной. «Площадь в городе ограничена и введение платы за парковку — один из инструментов регулирования спроса. Пусть владелец решает, готов ли платить деньги, чтоб его автомобиль стоял под окнами офиса, занимая площадь города, которая принадлежит всем», - говорит Александр Синявский.
Миф: Листья с газонов нужно убирать. Все зависит от типа газона. Если он рулонный, то требует специального ухода. Большинство же газонов в городе обычные, там трава вырастает естественным образом. «В лесу листья никто не убирает. Под ними зимуют насекомые, а весной они перегнивают. В городе при уборке листья собирают в полиэтиленовые мешки, которые потом попадают на свалку. И в 99% случаев в них листья лежат и гниют. Полиэтилен долго разлагается, нанося вред экологии. Вреда больше, чем пользы», - пояснил Александр Синявский.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.