ОНФ выступил с критикой новой системы финансирования районных СМИ

Эксперты пермского отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ) обратили внимание на подходы администрации губернатора Пермского края к взаимодействию со средствами массовой информации. В частности, активистов Народного фронта заинтересовали траты регионального бюджета на информирование граждан о деятельности органов власти.

В течение нескольких лет исполнительные и законодательные органы власти Пермского края проводили прозрачные торги подобного рода, устраивающие как заказчиков, так и подрядчиков. Контракты заключались с редакциями конкретных средств массовой информации. В текущем году, тендеры выиграли посредники-операторы, обязанность которых распределять средства заказчиков по печатным, электронным, эфирным СМИ за освещение деятельности тех или иных органов власти, - сообщает пресс-служба ОНФ.

По мнению активистов движения, сложившаяся ситуация негативно сказалась в первую очередь на районных печатных средствах массовой информации. Эксперты регионального отделения ОНФ в Пермском крае проанализировали договоры на информирование населения о деятельности органов государственной власти, по которым районные СМИ работали в 2014 году, и какие условия предложены «оператором» в 2015 году.

Было установлено, что в ряде случаев районным печатным изданиям оператор – посредник ООО «КП-Прикамье» предлагает менее выгодные условия. К примеру, оператор предлагает заключить договор с одной из районных газет на следующих условиях. По сравнению с прошлым годом сумма контракта увеличилась с 750 тыс. руб. до 871,3 тыс. руб. Однако, площадь газеты, затребованная «КП-Прикамье», увеличилась при этом с 28 тыс. кв. см до 71,8 тыс. кв. см. Таким образом, реальная стоимость 1 кв. см снизилась с 26,78 руб. до 12,30 руб. по сравнению с 2014 годом. Более того, договор предусматривает возможность снижения цены за 1 кв. см и уменьшение объема выполненных работ. В документе отсутствуют четкие формулировки того, каким образом производится акт приема-передачи выполненных работ.

Особенно удивили ОНФ условия оплаты выполненной работы. Теперь перечисление средств за размещенные публикации будет производиться в течение 90 банковских дней. В то время, как в прошлом году газеты получали деньги в течение 10 дней с момента подписания акта выполненных работ. Впервые введены штрафы в размере 5% от стоимости контракта.

По мнению экспертов ОНФ, все вышеперечисленное говорит о том, что условия ухудшились. И это - на фоне резкого подорожании бумаги и услуг почты по доставке газет.

Подобные условия договора поставят на грань закрытия многие районные газеты. О дополнительных мерах государственной поддержки печатных СМИ, о которых говорил президент РФ Владимир Путин, говорить вообще не приходится. Их нет.

Напомним, в апреле 2014 года состоялся Медиафорум ОНФ «Правда и справедливость», где глава государства дал ряд поручений. Одно из них касается мер «по предоставлению дополнительных дотаций, направленных на компенсацию издержек, понесенных региональными и муниципальными печатными средствами массовой информации, осуществляющими выпуск, распространение и тиражирование социально значимых проектов, в связи с повышением ФГУП «Почта России» тарифов на доставку периодических печатных изданий». Так же Президентом было дано поручение разработать список мер государственной поддержки печатных средств массовой информации.

Игорь Лобанов, член регионального штаба ОНФ в Пермском крае, председатель пермского отделения «Союза журналистов России»:

- Действительно, с 2015 года в Пермском крае установлены новые правила игры в отношениях между краевыми и муниципальными властями, с одной стороны, и СМИ, с другой. Главная новация - прежде действовавшие самостоятельно госзаказчики (администрация губернатора, краевой парламент, а также Пермская городская дума и мэрия Перми) объединили свои медиа и PR-бюджеты в одном «кошельке», и все средства для СМИ теперь распределяются через специальные компании-операторы. На старте многие участники рынка встретили эту схему «в штыки» и, как могли, сопротивлялись ее внедрению. Большей частью эта борьба носила кулуарный характер, в итоге успехом она не увенчалась. Позже были предприняты безуспешные попытки оспорить эту схему в Федеральной антимонопольной службе. В результате большинство участников рынка вынужденно смирились с изменившимися условиями распределения госзаказа. 

Если же говорить о районных газетах, то у большинства из них нет и не было ни малейшей возможности как-то повлиять на эту ситуацию, поскольку зависимость от господдержки является критической для их выживания. Они никак не могут повлиять на распределение госзаказа и вынуждены соглашаться на любые условия, которые им предлагаются. Фрондирование в этом вопросе чревато для них закрытием газеты. 

Кстати, ряд муниципальных изданий в Пермском крае уже испытывают серьёзные финансовые трудности и опасаются скорого прекращения своей деятельности. Есть риск, что до получения средств по госзаказу на новых условиях они просто не доживут.
Да, новые правила ухудшают положение районок, поскольку за меньшие деньги им теперь придется публиковать больший объем материалов по заказам властей. Ответный аргумент чиновников заключается в том, что таким образом экономятся бюджетные средства, происходит удешевление госзакупки. Но если мы говорим о поручении Владимира Путина по разработке мер по поддержке местной прессы, то должны ли нас волновать пути экономии бюджетных средств?

Ещё одна проблема - очевидно, что не все газеты, особенно на местах, способны на приемлемом профессиональном уровне исполнить госзадание по «информированию о деятельности краевой власти». Причина – прежде всего кадровая, что, в свою очередь, обусловлено бедственным экономическим положением районной прессы. Впрочем, риск появления откровенно слабых с журналистской точки зрения материалов о деятельности власти - это, скорее, проблема самих чиновников, которые в итоге могут завалить ту или иную редакцию бравурными материалами о себе, любимых, и тем самым вызвать отторжение у читателей.

На мой взгляд, эта проблема является системной и решать её нужно стратегически. Заниматься не столько правкой бывших или нынешних условий распределения госзаказа, а подумать о возможности принципиальных изменений в отношениях власти и СМИ в части господдержки. Очевидно, что действовавшая многие годы примитивная схема финансирования редакций в обмен на лояльность себя исчерпала. Нужно искать новые способы господдержки, которая, безусловно, необходима и возможна. В этом смысле я согласен со многими идеями, высказанными ранее заместителем начальника исполкома ОНФ Натальей Костенко на недавнем «круглом столе», состоявшемся в рамках форума «Госзаказ-2015» и посвященном закупкам информуслуг СМИ. 

Александр Волков (агентство новостей ТЕКСТ). Все важные новости Перми в свободном доступе на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости