Один дома
В прошлом учебном году на домашнем обучении в Перми находилось 102 ребенка. По данным городской администрации, часть детей обучалось индивидуально из-за проблем со здоровьем, но были и те, чьи родители осознанно выбрали хоумскулерство.
«Главное преимущество домашнего обучения – это индивидуальный подход, когда родители могут подобрать для ребенка время, предметы, упражнения, преподавателей, которые подходят именно ему», — считает директор психологического центра, кандидат медицинских наук Юрий Вагин. По просьбе ТЕКСТа он объяснил, каким детям подходит домашнее обучение, в чем его минусы и почему подход к индивидуальному обучению у большинства сегодня «чисто советский».
Школьное обучение в среднем ориентировано на детей, уровень интеллекта которых чуть ниже среднего. В специализированных школах — на детей со способностями чуть выше среднего. Изначально ребенок может достигнуть высоких результатов только, если у него есть очень мощная внутренняя мотивация, чтобы самому расти. А индивидуальное обучение эти недостатки полностью нивелирует, потому что все зависит от двух факторов: от возможностей ребенка и грамотной стимулирующей активности преподавателей. При таком подходе результаты можно получить на порядок выше.
Это как в спорте, танцах, науке: сначала все дети тренируются в общей группе, если кто-то из них подает надежды, то переходит на индивидуальные тренировки. Почему в школе не может быть точно так же? Причем, даже если ребенок в том же спорте не подает никаких надежд, он как все, родители могут нанять ему индивидуальных тренеров, которые разовьют его способности намного лучше, чем если бы он продолжал заниматься в общей группе. То же самое в школе.
Самый главный недостаток такого образования – это цена. Индивидуальное обучение – вещь очень дорогая, но, если родители могут себе это позволить, то почему нет.
Никто не мешает организовать для ребенка, который учится по индивидуальной программе, отдельный процесс социализации, подобрав ему качественные коллективы, интересные занятия.
Есть такая философская мудрость, что самая лучшая конкуренция, это конкуренция с самим собой. С точки зрения законов психологии, элемент конкуренции возникает в период полового созревания, то есть в 13-15 лет. Для ребенка младшего возраста самое главное – научиться хорошо делать какие-то вещи, которые он пока не умеет делать, и научиться их делать как взрослые. Поэтому элемент конкуренции до полового созревания вообще неактуален, а в период полового созревания… как-то я не очень много видел школьников, которые этот элемент конкуренции реализовывали бы именно в процессе учебы. Как-то больше в других сферах. Так что, по большому счету, если у ребенка есть наставник, который мотивирует ребенка двигаться вперед, этого будет вполне достаточно.
Формировать программу обучения должны, конечно, не родители, а профессионалы. Вероятно, должен сформироваться конкурентный рынок таких специалистов. А как определить профессионала в этой сфере? Как и во всех других – смотреть на результат – чего добились те дети, которые попали в их руки.
Отношение к индивидуальному обучению сейчас сродни отношению к наличию индивидуального транспорта раньше. Было время, когда считалось, что «наши люди на такси в булочную не ездят», и неприлично иметь свою машину. Потом считалось, что непозволительная роскошь иметь свой компьютер. Сейчас примерно такой же подход к индивидуальному обучению – подход «чисто советский». До советского периода индивидуальное образование было очень распространено, гигантское количество детей учились индивидуально, потому что их семьи могли себе это позволить. И опытным путем уже доказано, что из этих детей получилось что-то хорошее, и никаких проблем с социализацией у них не было.
«Главное преимущество домашнего обучения – это индивидуальный подход, когда родители могут подобрать для ребенка время, предметы, упражнения, преподавателей, которые подходят именно ему», — считает директор психологического центра, кандидат медицинских наук Юрий Вагин. По просьбе ТЕКСТа он объяснил, каким детям подходит домашнее обучение, в чем его минусы и почему подход к индивидуальному обучению у большинства сегодня «чисто советский».
Каким детям подходит домашнее обучение
Любое индивидуальное обучение всегда лучше группового. Поэтому оно подходит для любого ребенка. Вопрос только в финансах, тут все зависит только от возможностей родителей.
Школьное обучение в среднем ориентировано на детей, уровень интеллекта которых чуть ниже среднего. В специализированных школах — на детей со способностями чуть выше среднего. Изначально ребенок может достигнуть высоких результатов только, если у него есть очень мощная внутренняя мотивация, чтобы самому расти. А индивидуальное обучение эти недостатки полностью нивелирует, потому что все зависит от двух факторов: от возможностей ребенка и грамотной стимулирующей активности преподавателей. При таком подходе результаты можно получить на порядок выше.
Это как в спорте, танцах, науке: сначала все дети тренируются в общей группе, если кто-то из них подает надежды, то переходит на индивидуальные тренировки. Почему в школе не может быть точно так же? Причем, даже если ребенок в том же спорте не подает никаких надежд, он как все, родители могут нанять ему индивидуальных тренеров, которые разовьют его способности намного лучше, чем если бы он продолжал заниматься в общей группе. То же самое в школе.
В чем минусы домашнего обучения
Самый главный недостаток такого образования – это цена. Индивидуальное обучение – вещь очень дорогая, но, если родители могут себе это позволить, то почему нет.
Мешает ли домашнее обучение социализации ребенка
Никто не мешает организовать для ребенка, который учится по индивидуальной программе, отдельный процесс социализации, подобрав ему качественные коллективы, интересные занятия.
Есть такая философская мудрость, что самая лучшая конкуренция, это конкуренция с самим собой. С точки зрения законов психологии, элемент конкуренции возникает в период полового созревания, то есть в 13-15 лет. Для ребенка младшего возраста самое главное – научиться хорошо делать какие-то вещи, которые он пока не умеет делать, и научиться их делать как взрослые. Поэтому элемент конкуренции до полового созревания вообще неактуален, а в период полового созревания… как-то я не очень много видел школьников, которые этот элемент конкуренции реализовывали бы именно в процессе учебы. Как-то больше в других сферах. Так что, по большому счету, если у ребенка есть наставник, который мотивирует ребенка двигаться вперед, этого будет вполне достаточно.
Кто должен формировать программу обучения
Формировать программу обучения должны, конечно, не родители, а профессионалы. Вероятно, должен сформироваться конкурентный рынок таких специалистов. А как определить профессионала в этой сфере? Как и во всех других – смотреть на результат – чего добились те дети, которые попали в их руки.
Почему отношение к хоумскулерству сегодня «чисто советское»
Отношение к индивидуальному обучению сейчас сродни отношению к наличию индивидуального транспорта раньше. Было время, когда считалось, что «наши люди на такси в булочную не ездят», и неприлично иметь свою машину. Потом считалось, что непозволительная роскошь иметь свой компьютер. Сейчас примерно такой же подход к индивидуальному обучению – подход «чисто советский». До советского периода индивидуальное образование было очень распространено, гигантское количество детей учились индивидуально, потому что их семьи могли себе это позволить. И опытным путем уже доказано, что из этих детей получилось что-то хорошее, и никаких проблем с социализацией у них не было.
Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.