О светлом будущем пермских СМИ

Борис Майоров специально для Casual Friday.



Я понимаю, что сейчас мало кто верит, что у пермских медиа есть какое-то светлое будущее. Конец политических денег, активное перетекание коммерческой рекламы на площадки поисковиков и соцсетей - оптимизм многих пермских издателей и журналистов в районе ноля. Сокращения штата и затягивание поясов. Унизительный уровень зарплат на вакантных позициях в редакциях. 

Удивительно, но у федеральных коллег, наоборот, за этот год ощутимо прибавилось энтузиазма. Давайте посмотрим, чем это вызвано. Может и до нас докатится эта волна добра? Речь здесь идет, прежде всего, о СМИ в интернете. 

Самое главное – это деньги. Обидно проиграв несколько раундов рекламным системам Яндекса и Google, а потом и всем крупным соцсетям, СМИ нащупали варианты уклонения от смертельных объятий больших цифровых братьев. Главные из них: нативная реклама и плата читателей. 

Нативная реклама и партнерские проекты показывают прекрасный прогресс у всех федеральных СМИ, кто ими занимался в этом году. Эти форматы хорошо обходят блокировки баннерной рекламы, отлично отражаются на всех платформах, являются эксклюзивным продуктом СМИ. Рекламные системы поисковиков и соцсетей аналогов предложить не могут. 
 
Конечно, есть много вопросов к качеству нативных материалов. Особенно плохи почему-то те, где фигурируют «гифки». Что-то вроде признания «мы хотели бы сделать что-то получше, но не смогли, простите. Вот гифки».

Вопреки скептическим прогнозам выживают медийные проекты, сделавшие ставку на сбор платы с читателей. Кто-то берет деньги за право просматривать материалы, кто-то за дополнительные возможности (отключение рекламы, например), кто-то за просмотр комментариев. И все что-то да собирают. Удивляются и собирают. 

Сейчас сложно представить, что читатели какого-то пермского интернет-СМИ оплачивают подписку. Но и у федералов было такое же скептическое ожидание всего несколько лет назад. А сейчас, по словам издателей, люди оплачивают подписку для того, чтобы читать обычные материалы, совсем не экономические обзоры, как казалось на старте. 
 
Хорошие результаты дает доработка форматов представления информации, эксперименты с новыми жанрами. Хроники, истории, расследования, объяснительные форматы, лонгриды и их антиподы — максимально короткие сообщения – аудитория воспринимает очень хорошо. В какой-то мере это косвенный ответ волне проектов в соцсетях, сделавших себе аудитории на одном простом формате «смешная картинка + коротенькая новость». СМИ есть, чем ответить.

Наконец-то СМИ нашли удачные форматы для видеоматериалов. Все лидеры рынка начали производство коротких видео с субтитрами (до минуты), которые «на ура» расходятся по соцсеткам. После нескольких лет скучного заливания в сеть видеосюжетов, сделанных по правилам классических теленовостей, мы видим адекватный для цифровой среды продукт. Примитивный видеоролик ТЕКСТа, нарезанный по такой логике, за несколько дней набрал более 4-х тысяч просмотров в соцсетях без всякого продвижения. 

Появляются новые интересные технологии взаимодействия с читателями, например, пуши. Для части аудитории они работают очень хорошо. На западе есть впечатляющие ориентиры - до 60% всех переходов на статьи New York Times происходит через пуш-уведомления. Началось освоение мессенджеров. 

Большинство СМИ доработали свои версии для смартфонов и пользоваться ими одно удовольствие. Это дает прирост мобильной аудитории, потенциал которой огромен: все эти люди, скучающие в очередях, офисах, транспорте. 4G и смартфоны (+ пуши) делают игру с аудиторией очень интересной. 

Отечественные медиа, похоже, на самом деле поверили в идею организации полноценного вещания на всех площадках (соцсетях, мессенджерах и т.д.), вместо сегодняшнего перекачивания пользователей оттуда на свои сайты. Формально у этой концепции много сторонников, но реальных действий они не предпринимали, ограничиваясь выступлениями и анонсами. Первые шаги начались лишь недавно. Здесь есть, конечно, свои сложности. ТЕКСТ, например, сегодня готов отдавать полные версии всех материалов в любую соцсеть (в своих аккаунтах). Остается только разобраться с их адаптацией (в Instagram не умещаются, в Facebook и Вконтакте – некрасиво). 

И это только обзор «по верхушкам». Много хороших новостей приходит в последнее время от отраслевых флагманов. Отчаянная борьба за жизнь дает свои результаты. Рано или поздно, эта волна должна докатиться и до региональных СМИ.

Если помните, в феврале мы рассуждали, что, скорее всего, к концу года в пермской медийной отрасли все будет плохо. Сбылось? Ну, в значительной степени. Значит, стоит верить, что и хорошие сегодняшние прогнозы сбудутся!


Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости