Новые медиаополченцы

Борис Майоров специально для Casual Friday.


До недавнего времени записавшийся в медиаинвесторы Дмитрий Скриванов выглядел на новом поприще, мягко говоря, не очень серьезно: кроме радиостанции «Эхо Перми» в его медиагруппе без слез смотреть было не на что. Но пришел новый день и все изменилось: накануне стало известно, что в качестве руководителя холдинг «Актив-медиа» получит Тимура Мардера из габреляновской «Жизни», а в совет директоров вошел экс-руководитель ИД «КоммерсантЪ» Демьян Кудрявцев.

Так в нашей школьной баскетбольной лиге появилась команда с парой негров из NBA.

Теперь все будет зависеть от того, насколько серьезно новые менеджеры возьмутся за пермский проект. Примеры расслабляющего влияния Перми на столичных журналистов мы не так давно видели: поскучают полгода на хорошем окладе, напишут пару остроумных колонок о пистиковых пельменях и обычаях аборигенов, да и с первой интересной вакансией обратно в Москву. 
 
С точки зрения мотивации и профессионального вызова понять Малдера и Скалли легионеров сложно. Даже в случае большого успеха проекта, спустя два года они будут рассказывать коллегам в Москве, что сделали самую крутую газету в Перми? Кого-то это впечатлит?

Но деньги есть деньги и коллеги в деле. 

Чего можно ожидать от нового холдинга? Как минимум прорывного проекта в газетном сегменте. Странно, если мы его не увидим, учитывая крепкий послужной список Мардера. Самый ожидаемый ход – создание крепкого бесплатного таблоида, с кровищей и прелюбодеяниями. Ниша для «желтого» издания в Перми есть, как делать такой продукт Мардер знает по «Жизни». 

Газеты – шанс для новой медиагруппы быстро выйти на какую-то ощутимую аудиторию. Напечатал - разбросал – город читает. Подобной возможности нет ни в одном другом сегменте: ни на радио, ни в интернете, ни в телевидении. Не так-то просто заставить вас регулярно нажимать нужную кнопку на пульте телевизора или магнитолы.

Как все быстродействующие рецепты, этот тоже несет в себе побочные эффекты. Во-первых, газеты неумолимо теряют аудиторию. Быстрый успех все равно обернется «сползанием» и угасанием в будущем. Во-вторых, в таблоиды не очень любят вкладываться рекламодатели. Ну, сами понимаете, тут внук убил бабушку, на соседней странице бабушка внука и реклама вашего нового автомобиля. Привлечение рекламодателей может идти туго. 

Будет ли попытка создания газеты «для умных»? Судя по заявленной кадровой конструкции – да. Но сможет ли она пробиться в этот перенасыщенный сегмент, где уже окопались три газеты? Большой вопрос. 
 
В радиоформате у новой группы ситуация двоякая. С одной стороны на фоне двух десятков музыкальных станций разговорное радио «Эхо Перми» проект уникальный и узнаваемый. При хорошем финансировании сделать его еще более интересным – не сложная задача. Трудность в другом – как привлечь на эти умные разговоры крупную аудиторию? И как «отбить» вложения рекламной выручкой. Радиостанции в последние годы зарабатывают каждый рубль с большим трудом.

В телеэфире у группы вариант только один – купить кого-то из действующих игроков. 

Альтернативный вариант – создать и раскрутить новый канал – это фантастика. Недавно один очень смелый предприниматель попробовал запустить в Перми новый телеканал «Юла». Проработав несколько месяцев, проект закрылся из-за отсутствия хоть каких-то перспектив. 

Будет ли что-то в интернете? Судя по анонсам Скриванова – да. Я бы ожидал, что это будет аналогичный газетному таблоидный вариант. Придумывать что-то еще у такой многопрофильной компании вряд ли хватит сил. А хороший таблоид – всегда заметный продукт на полке. 

Есть ли риски у нового проекта? Все несчастливые медийные проекты развиваются по одному и тому же сценарию. Бурный старт, скупка работников на зарплаты выше рынка, обещание инвестора года три финансировать компанию «без вопросов». Через год-полтора-два инвестор неожиданно сдувается. Проблемы в другом бизнесе, политические перемены или просто стало скучно. Компании «спускается» требование срочно продемонстрировать, что она «бизнес» и может зарабатывать. В этот момент тонко чувствующие новый тренд «звезды» катапультируются из проекта. Оставшееся руководство режет бюджет, падает качество, уходят сотрудники и рекламодатели, снова проводится оптимизация и так несколько рывков до смерти или продажи остатков. 

Рискует ли холдинг Скриванова прожить такую жизнь? Да, прежде всего, из-за высоких затрат, которые придется нести новой компании. Во все продукты нужно серьезно вкладываться, а отдачу новые СМИ дают нескоро. Первые года три рекламодатели вообще на новичков смотрят с большим подозрением. Рекламный рынок в Перми небольшой. Рынок госзаказов для компании, очевидно, будет закрыт. Там кормится прогубернаторский холдинг «Урал-Информ». 

Ну и в завершении стоит упомянуть о главном вопросе, который задают многие участники рынка: зачем это все самому Скриванову? 

Понятно, что у него есть политические интересы, но сейчас по большинству изданий рынок «открыт» для любых проектов, в том числе и противодействующих губернатору. Благодаря политике Кирилла Маркевича губернатор утратил контроль над региональным медиарынком, который годами создавали его предшественники. Если есть финансирование, СМИ готовы «вписаться» почти в любой политический проект. И все это без головной боли с медиаменеджерами, тиражами, лицензиями, выручкой и т.д. 
 
Но, может быть, Скриванову просто захотелось создать свою маленькую армию, которая зачистит родину от разнообразных вредителей-варягов.

     
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости