Новая жизнь
Падение курса рубля, снижение цен на нефть, рост кредитных ставок – как изменения этих макроэкономических, «виртуальных» для обывателя показателей отразятся на обычной жизни? Что будет с ценами на одежду, еду, квартиры и автомобили? ТЕКСТ собрал мнения специалистов о том, как и когда все изменится.
Рост валюты ударил по рынку одежды — масс-маркета это коснулось в меньшей степени, там цены выросли незначительно, сильнее сказался на премиальной одежде.
«Производители уже изначально закладывают в стоимость товара определенный курс валюты, поэтому цены в принципе на новые коллекции были выше, чем в прошлом году, плюс происходит небольшая корректировка цен, но это уже зависит от конкретного бренда, его ценовой политики, а не от пермского «продавца». Если поставщик поднимает цену, то, конечно, в магазине тоже будет цена выше. Это касается официальных магазинов. В частных, наверное, собственник может на свое усмотрение корректировать стоимость с учетом своих запасов, расходов, остатков товара. Специально завышать цену сейчас никому невыгодно, так как товар может пролежать на полке до скидок или вообще не продаться.
Магазины проводят акции для покупателей, где это позволяет политика бренда, какие-то скидки, бонусы, подарочные сертификаты и так далее до периода сейла. Естественно, это сказывается на их прибыли, доходе и т.д. Это также повлияет на формирование бюджета на закупку следующих коллекций на следующий сезон. Поэтому, скорее всего, будет сокращаться закуп. Многие поставщики переходят на предоплату, или повышают предоплату, что тоже влияет на скорость появления товара в магазинах.
Нынешний кризис ударил именно по премиальному сегменту, так как в масс-маркете цены остались практически те же, чуть повыше, но приемлемы. Они вынуждены держать уровень цен, иначе они тоже могут потерять покупателя.
Покупательский трафик заметно снизился с августа этого года. Трафик именно качественный, то есть люди больше гуляют, смотрят, нежели делают покупки. Покупки стали небольшими, 1-2 вещи в чеке. Покупатели долго прицениваются, сравнивают. Ждут акций, скидок. Кто-то сменил премиальный бренд, на более дешевый.
И покупатели, и продавцы выжидают, прогнозы о том, что будет дальше, строить сложно. Начинается сезон заказов, и уже бюджеты сокращены, то есть покупатель на следующий год может не увидеть огромного разнообразия товара, каких-то дорогих вещей, всё будет оптимизировано и минимизировано», — объяснил представитель команды предпринимателей, развивающий бренды одежды премиум-класса и сегмента «средний плюс» в Перми.
Рестораны и магазины: считаем до 30
Рост валюты ударит по импортным продуктам, а значит — по пермским продуктовым магазинам и ресторанам, эти продукты закупающим. По оценке ресторатора Ильи Баршевского, пока значительного роста цен в ресторанах нет, так как у них есть продуктовые запасы. «В будущем однозначно подорожает на 30% весь импортный алкоголь. Подорожают импортные продукты, которые разрешены к ввозу, а вслед за ними стоит ждать роста цен на наши. Российские производители будут стараться заработать на росте цен. Может быть, у некоторых из них есть импортная составляющая в производстве, мне сложно это оценивать, но, например, дорожает импортная картошка и отечественная вслед за ней. Общая динамика составит примерно 30%», — говорит Илья Баршевский.
О том, что цены на импортные продукты поднимутся, говорит и генеральный директор группы компаний «Лион» Сергей Трубин. По его оценке, стоимость алкоголя в магазинах и продуктов вырастет на 5-20% в зависимости от бренда. Цены будут расти медленнее, чем валюта — производители и поставщики, у которых наценка была существенней, будут поднимать цену медленней. После введения продуктовых санкций магазины переключились с европейских на белорусские молочные продукты. По оценке Сергея Трубинова, значительного удорожания продуктов в магазинах нет, кроме гречки (почти в два раза) и сахара (на 15%).
Из-за роста цен на продукты у людей будут меньше денег на «глупости» типа похода в кафе. За этот год поток в кафе падал уже дважды: из-за антитабачного закона, санкций, очередное его падение ожидается из-за роста валюты. Отыграть прибыль повышением цен ресторанам будет сложно. «В среднем спрос сократился на 20% и сильнее всего в премиальном ресторанном сегменте. Из этих ресторанов отток клиентов больше, в дешевых — меньше, но он есть везде», — говорит Илья Баршевский.
«В недвиге все спокойно…»
Цены на жилье не обрушатся, 2008 год не повторится – в этом уверены многие риэлторы и аналитики пермского рынка недвижимости. Резкое удорожание евро/доллара пока не повлияло на стоимость жилья в Перми. «Потому, что у нас традиционно рублевая зона, в отличие от Москвы или Питера», – говорит управляющий агентства недвижимости «Перспектива» Станислав Цвирко.
До конца года цены на жилье вряд ли упадут, считают сразу несколько опрошенных аналитиков. В частности потому, что в последние годы покупатели и продавцы были в конкурентной ситуации, и жилье не подскочило резко в цене. То есть перед прошлым кризисом 2008-го года жилье неоправданно дорожало в разы (надулся тот самый «мыльный пузырь», который потом лопнул), а в последние годы такого не было. «Вот, например, в Екатеринбурге цена может серьезно упасть, потому что там она и выросла значительно. А у нас в этом смысле стабильность. Какие бури в болоте?!» – в неформальной беседе отметил другой аналитик пермского рынка недвижимости.
Но в то же время жилье может подешеветь, если кризис усилится, считает Станислав Цвирко: «Платежеспособность людей упадет с удорожанием ипотечных кредитов, коммунальных платежей, налогов, и, элементарно, еды».
По словам гендиректора агентства недвижимости «Респект» Алексея Ананьева, спрос действительно немного упал, и уже в этом году для стимулирования покупателей продавцы будут проводить разные акции. Как подтверждают многие эксперты, в последние год-полтора люди покупают жилье со скидками в 5% или даже 10% от заявленной цены (в среднем от 70 тыс. до 100 тыс. рублей). «Если продавец не готов сделать скидку, то он не продаст», – говорит Алексей Ананьев.
В общем, поводов для подорожания жилья нет. И для резкого удешевления – тоже, только если в стране не случится коллапс, резюмируют аналитики.
Самое время покупать автомобиль
По данным источников ТЕКСТА, до конца года автомобили в пермских салонах подорожать не должны, даже несмотря на скачок курса доллара и евро. Дело в том, что осеннее повышение уже состоялось, и до конца года автопроизводители постараются сохранить цены и даже готовят предновогодние распродажи. Например, от KIA, Nissan уже есть ответы, что пока они не будут поднимать цены, сообщил источник в одной из автомобильных компаний.
«Не думаю, что цены повысятся до конца года, – то же говорит управляющий директор «Экскурс-Автомобили» Андрей Чертков. – У всех машины уже произведены до конца года, и они найдут какие-то возможности эти цены сохранить».
Но вот в начале 2015-го цены на автомобили, очевидно, вырастут. «С начала года, конечно, будет повышение. Сложно сказать на сколько. Потому что сложно сказать, какие будут курсы валют. Все ждут стабилизации, чтобы потом пересчитать», – сообщил Андрей Чертков. По его мнению, когда цены поднимутся, то это произойдет примерно у всех дилеров синхронно.
«При этом складывается нехорошая тенденция – становится все меньше интересных кредитных предложений. Ставки по кредитам подняли, так что спецпредложений с низкими ставками не будет», – говорит источник ТЕКСТА. При этом сами автодилеры делать скидку за счет своей маржи не готовы. По данным ТЕКСТА, если в хорошие времена она составляла около 7%, то сейчас колеблется в среднем около 3%. «Ниже уже просто некуда», – говорит собеседник.
Бытовая техника и гаджеты: рост еще впереди
Панику нагнетать рано, считают в компании М.Видео. «Цены на многие товары остаются на прежнем уровне. Во-первых, за счет стока (очень многие товары были закуплены сильно заранее и по предыдущему курсу), во-вторых, за счет действий производителей. На следующий год с лагом в несколько месяцев на ряд категорий возможен рост цен от 5% до 15%. Причем у локализованных товаров рост цен пройдет по нижней границе. Эрозия цен сгладит возможный рост, так как в ряде категорий она достигает 40%», - объясняют ритейлеры.
Панику нагнетать рано, считают в компании М.Видео. «Цены на многие товары остаются на прежнем уровне. Во-первых, за счет стока (очень многие товары были закуплены сильно заранее и по предыдущему курсу), во-вторых, за счет действий производителей. На следующий год с лагом в несколько месяцев на ряд категорий возможен рост цен от 5% до 15%. Причем у локализованных товаров рост цен пройдет по нижней границе. Эрозия цен сгладит возможный рост, так как в ряде категорий она достигает 40%», - объясняют ритейлеры.
Анастасия Костина, Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.