Ностальгия с маэстро

На прошлой неделе стало известно, что Теодор Курентзис покидает должность художественного руководителя Пермского театра оперы и балета.

«ТЕКСТ» вспоминает ключевые события, связанные с началом работы дирижёра в Перми: пресс-конференцию после назначения на должность в театре, первый концерт оркестра и выступление хора musicAeterna, а также Дягилевский фестиваль в 2012 году, когда программа событий впервые была сформирована лично Теодором Курентзисом.
 

Главные планы на новой должности


Художественным руководителем Пермской оперы Теодор Курентзис был назначен в январе 2011 года, а 3 февраля состоялась его первая пресс-конференция в театре, на которой он рассказал о свои планах на новой должности. В тот день было сделано несколько ключевых заявлений.

Своим приоритетом новый худрук назвал работу над качеством исполнения в театре. Планировалось менять и репертуарную политику. Предлагалась новая система — гибрид блочной схемы формирования афиши (когда несколько дней подряд идёт один спектакль) и европейской stagione, когда для постановки специально приглашают участников и спектакль показывают продолжительное время.





За сутки до встречи с журналистами в Перми Теодор Курентзис дал пресс-конференцию по этому же поводу в Москве,  где сказал: «Сейчас в Перми собралась замечательная команда во главе с Борисом Леонидовичем (Мильграмом, на тот момент зампредом регионального правительства — ред.). У них очень амбициозный план: когда Пермь станет культурной столицей — это не должно остаться на бумаге, это должно быть в действительности».

Первый концерт оркестра musicAeterna в Перми


10 февраля оркекстр musicAeterna впервые дал концерт на сцене пермского театра. «Репертуар для своего «явления Перми» Курентзис выбрал безошибочно: играли две последние симфонии Моцарта, 40-ю и 41-ю («Юпитер»). Лёгкая, многим знакомая музыка, на которой можно наглядно продемонстрировать отличие «фирменного» исполнения от привычного; с другой стороны, это позднее барокко с элементами зарождающегося классического симфонизма, требующее от исполнителей виртуозности», — писал после концерта «Новый компаньон».

Непривычным для пермских театралов в этом концерте было очень многое. Вечером перед театром зрители пытались перехватить свободные билеты — такого ажиотажа меломаны не видели уже несколько десятков лет. Оркестр играл стоя, как было принято во времена Моцарта. В musicAeterna объясняли это просто: стоя музыканты чувствуют себя более свободными и им легче коммуницировать друг с другом и дирижёром. Больше всего зрителей впечатлила манера работы самого дирижёра, который позволял себе и «шипеть», и подпрыгивать, и «махать руками как крыльями». 



фото Антон Завьялов

«Это было знаковое событие: отныне музыкальная и театральная жизнь в Перми заметно изменится» , — написали тогда СМИ.

На бис оркестр musicAeterna исполнил сцену «Грозы» («Orage») из второго действия оперы-балета Жана-Филиппа Рамо «Платея, или Ревнивая Юнона».




Презентация хора musicAeterna 


Хор musicAeterna впервые выступил перед пермскими зрителями 20 ноября 2011 года. Концертом, который проходил в Органном зале, дирижировал Теодор Курентзис. В анонсе выступления говорилось, что  хор станет частью коллектива театра и будет специализироваться на музыке Возрождения и Барокко, а также партитурах XX – XXI веков.

Основу коллектива составили солисты New Siberian Singers — хора, созданного за семь лет до этого Теодором Курентзисом и ведущим хормейстером Новосибирского театра оперы и балета Вячеславом Подъельским. На момент презентации в musicAeterna было 16 артистов, и набор ещё продолжался: каждый день его руководитель Виталий Полонский получал по несколько заявок от кандидатов из разных городов.



фото Никита Чунтомов

«Сложные многоголосые произведения — мотеты Иоганна Баха и Франсиса Пуленка — продемонстрировали виртуозное мастерство хора и его руководителя. Публика тоже проявила себя: кричала маэстро Курентзису «Браво!» под продолжительные овации, которые готова была устраивать и вовремя и не вовремя, когда исполнители едва умолкали в перерывах между фразами», — написала после концерта «Российская газета».

Дягилевский фестиваль в новом формате


В 2011 году фестиваль ещё носил название «Дягилевские сезоны» и проводился прежним руководителем театра — Георгием Исаакяном. Но уже тогда чувствовался дух перемен. На закрытии фестиваля губернатор края Олег Чиркунов объявил, что теперь событие будет проходить раз в год, а не в два, как было прежде, и планируется создать для него большой фестивальный оркестр, в который пригласят высококлассных музыкантов. 

«Просто на глазах смещается центр тяжести — и в культуре самого города, и в музыкальной ситуации страны. И это только начало. Вводятся фигуры кураторов, в следующем году это будут режиссёр Анатолий Васильев и французский композитор Паскаль Дюсапен. Планируется выйти на уровень, страшно сказать, Авиньона, Эдинбурга и Экс-ан-Прованса. Копродукции с Западом, мировые премьеры новых партитур, ансамбль «Модерн», Петер Селларс и Михаэль Ханеке.



фото Антон Завьялов

Руководитель балетной труппы Алексей Мирошниченко, сам не веря в произносимое, анонсирует работу с Иржи Килианом — «Свадебку» Стравинского», — так на OpenSpace.ru подводила итоги фестиваля  Екатерина Бирюкова.

В 2012 году название события сменилось на более лаконичное и он стал называться Дягилевский фестиваль. Генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета Марк де Мони тогда рассказал, что программа событий создавалась Теодором Курентзисом и была сформирована полностью на его вкус. 

Главными героями фестиваля стали композиторы-минималисты. Тогда же в программе впервые появились ночные концерты, которые вызвали одновременно и большой интерес публики, и её недоумение. Непривычный формат (в полной темноте, без объявления произведений, публика может лежать прямо на полу — на коврах и подушках, почти что под роялем) был принят пермским зрителем с высокой долей скепсиса, хотя сразу же получил своих преданных поклонников. 

«Пермь живёт иной жизнью — по ночам люди предпочитают спать, а не музицировать, и музыку любят красивую и понятную. И это вовсе не значит, что народ здесь сплошь бездуховный и отсталый: мы ведь говорим не о любителях попсы и рэпа, а о поклонниках классики, — пишет в «Новом компаньоне» Юлия Баталина — У этих людей отобрали любимый фестиваль — ведь на протяжении почти 10 лет «Дягилевские сезоны» были «сбычей» мечты увидеть и услышать любимых артистов, которые ни за что не добрались бы до Перми, не будь фестиваля».

Завершился Дягилевский выступлением обещанного годом ранее фестивальным оркестром под руководством Теодора Курентзиса. В составе созданного специально к событию коллектива играли скрипачи Елена Ревич и Гайк Казазян, виолончелисты Борис Андрианов и Антон Павловский, кларнетист Алексей Богорад, саксофонист Никита Зимин, тубист Джон Сасс и другие. Они усилили и без того яркий коллектив оркестра musicAeterna, в котором на тот момент уже состояли яркие представители молодого поколения музыкантов: кларнетисты Валентин Урюпин и Георгий Мансуров, скрипачи Андрей Баранов и Артемий Савченко, альтист Федор Белугин, виолончелист Игорь Бобович и другие.  



фото Никита Чунтомов

На закрытии фестиваля оркестр исполнил сюиты из балета «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и балета «Жар-птица» Игоря Стравинского и первый концерт для фортепиано с оркестром Иоганнеса Брамса, солировал в котором пианист Алексей Любимов.

Кардинальные перемены, произошедшие с Дягилевским после перехода его под управление Теодором Курентзисом, СМИ лаконично описали изменённой под ситуацию известной французской фразой: «Фестиваль умер. Да здравствует фестиваль!».   

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости