Несколько замечательных моментов нынешнего кризиса

Борис Майоров специально для Casual Friday.


У нынешнего кризиса есть несколько замечательных моментов. Конечно, в том смысле, что они характерные и заметные, а не безусловно позитивные. Так получилось, что за последние недели мне удалось поговорить с большинством знакомых предпринимателей, работающих в малом-среднем бизнесе. Сравнив их истории, можно предположить, что у нынешнего кризиса есть несколько отличительных моментов, часть из которых мы не видели раньше. Разумеется, это не безусловные тренды. Все несчастные компании несчастны по-своему. Но, в определенных ситуациях какое-то созвучие присутствует.

Кризис ест отрасли с хвоста

Во многих сегментах, где статистическое падение оборотов, к примеру, составило 25-40%, разные компании оказались в разных ситуациях. Хуже всех пришлось компаниям, плетущимся в хвосте своих отраслевых сегментов. Слабаки умирают первыми. У них падение могло быть и 50-60%, что привело к гибели бизнесов. Лидеры теряли меньше: 10-20%, что неприятно, но терпимо. 
 
Поставщики спешат на помощь 

На помощь лидерам пришли поставщики. Хорошие клиенты нужны всем и поставщики не заинтересованы в гибели сильных потребителей. Слышал я истории, как по своей инициативе поставщики предлагали ощутимые скидки, логистику за свой счет и другие мелкие радости. Так, одна из компаний готовилась поднять цены на 20-25%, но за счет новых дружественных шагов поставщиков поднимать пришлось на 5-10%, что многие клиенты и не заметили. 
 
B2B хуже, чем B2C

Сравнивая истории компаний, работающих с юр. лицами (b2b) и с «физиками» (b2c), складывается впечатление, что вторым заметно легче. «Люди крайне болезненно относятся к мысли экономить на своем потреблении, на своих обычных развлечениях. Мы готовились к падению, а работаем нормально, вот-вот даже рост покажем», - рассказывает владелица b2c-компании о первом квартале года. У ее коллеги из b2b-бизнеса другая история: клиент приехал на Мерседесе и бился насмерть за 300 рублей в заказе. В b2c-сегменте, конечно, сильно пострадали продавцы импорта (одежда, автомобили), но компании, не завязанные на 100% на импорт, маневрируют и выживают. В b2b-шной среде нравы пожестче: и бюджеты режутся недрогнувшей рукой и счета оплачиваются с бесконечными задержками. 
 
Девальвация в помощь

Некоторые счастливчики обнаружили, что могут существенно поддержать бизнес за счет продажи своих мозгов на Запад. Особенно это касается IT-отрасли. В одну из таких компаний прилетели веселые немцы и пообещали все рутинное программирование сбросить на пермяков за смешные для них цены в евро. 

Сокращают не персонал

Есть впечатление, что в этот кризис, в отличие от прошлого, не так активно идут сокращения персонала в мелком и среднем бизнесах. Возможно, компании просто не успели «разжиреть» после прошлого кризиса, ведь цикл между ними оказался 4-5 лет, вместо 10, как между 1998-ым и 2008-ым. Активнее «режутся» затраты на другие ресурсы, например, на аренду. Вы и сами, наверное, заметили, что полгорода завешано банерами «аренда». 

В целом же, несмотря на трудности, бесприбыльность, а кое-где и убытки руки у предпринимателей не опускаются. Кризиса в головах – нет, что удивительно и прекрасно. 

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости