Нехипстерская урбанистика
Несмотря на диплом МАРХИ, я не занимаюсь сейчас архитектурой в традиционном смысле этого слова, скорее — «программирую» пространства. Когда кто-то подается на грант, мы приезжаем в город, смотрим, что это за парк, что там делают люди. После этого обучаем волонтеров, как собирать информацию и работать с жителями. На основе полученных данных вместе с инициативной группой составляем план: продумываем не только то, как будет выглядеть парк, но и что в нем будут делать люди в разное время года.
Один из таких проектов начался, когда город Портлэнд в штате Мейн решил продать маленький парк соседнему отелю, потому что на его содержание не было денег. Тогда жители близлежащих домов вспомнили, что у них вообще-то есть парк. Они объединились и подали в суд на город за то, что он пытался продать публичную собственность без проведения слушаний. Закончилось это референдумом, который расколол сообщество горожан надвое: половина людей была за то, чтобы не тратить налоги на парк — все равно у каждого есть свой двор; другая половина — за то, что общественное пространство нужно сохранять. В итоге группа за парк выиграла и даже сумела подружиться с отелем, который выделил им деньги на поддержку летней программы, хотя изначально хотел застроить этот участок. Потом эта группа подала заявку на наш грант, получила его, и теперь это маленькая площадь, на которой утром проходит йога, днем продают еду, а вечером устраивают концерты.
Многое из российского опыта вступает в противоречие с местными реалиями. В России всю жизнь я жила в городе с многоквартирной застройкой, ездила на общественном транспорте. А на среднем западе, где у всех машины и частные дома, когда такое пропагандируешь, тебя воспринимают как левого маргинала.
При этом я не думаю, что тот опыт, который накоплен здесь в плане организации территорий и общественных пространств, напрямую применим в России. Первое, что дала понять учеба в Америке, — это то, что многие американские идеи в принципе не стоит использовать, те же коттеджные поселки, куда слишком дорого проводить инфраструктуру, или торговые центры, высасывающие жизнь из спальных районов.
В Штатах еще до начала проекта ты можешь предугадать все сложности: получишь ли поддержку от жителей, как осветишь в медиа, как договоришься с чиновниками. Это не значит, что здесь никто не ворует и не берет откаты. Часто, когда общаюсь с горожанами, оказывается, что их мэр или главный проектировщик уже сидит в тюрьме.
В России, думаю, еще 10-20 лет должно пройти, чтобы мы начали заниматься общественными пространствами в полном объеме и по всей стране: у людей должен накопиться денежный капитал, который они смогут вкладывать в улучшение общих пространств, да и сама городская жизнь должна измениться. В Нью-Йорке 40 лет назад было все то же самое. Пока для России урбанистика — модная хипстерская тема, а в США заниматься этим не так модно. Здесь уже 50 лет при каждом крупном университете есть департамент, который исследует проблемы городского планирования.
Я так и не встретила у американцев понятия hipster urbanism, да и просто urbanism никто не говорит, вместо него есть urban planning. Зарплата начинающего «урбанплэнера» — 45 тысяч долларов в год. Главного «ситиплэнера» в небольшом городе, где много работы, — 150 тысяч. Это меньше, чем у хорошего врача, зато у тебя нормированный рабочий день и вроде бы меньше стресса. В общем, средняя зарплата среднего класса.
В России современная школа урбанистики появилась всего несколько лет назад, так что пока хочется обсуждать протяженность велодорожек, а не то, куда сливают отходы. Должно пройти какое-то время, и этот перекос уйдет.
КАК ТЕСТИРОВАТЬ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО
Project for Public Spaces разработали несколько простых методов, которые можно использовать, чтобы протестировать и улучшить площадь, парк и любое другое общественное пространство. Для этого не нужно сложной техники, только немного времени и людей:
1. Чтобы выяснить, как люди используют и как могли бы использовать место, мы проводим серию наблюдений:
— Если нет волонтеров, которые будут заполнять таблички и брать интервью, можно договориться с соседним зданием и поставить там timelapse-камеру. Она будет снимать площадь через равные промежутки времени и поможет сделать такую же карту площади.
— Бывает, что людей вообще нет, и снимать или опрашивать некого. В таких случаях считают пешеходов на соседних улицах, витрины магазинов, двери — входы на площадь. Возможно, на нее просто сложно попасть. Тогда проблему надо ставить не только в общественном пространстве, но и вокруг него.
2. После наблюдения общаемся c владельцами близлежащих зданий и теми, кто в них живет и работает. Мы стараемся собрать всех этих людей хотя бы на час и проводим воркшоп, который называется placegame. У людей есть интуитивное понимание того, что им надо, и мы помогаем им структурировать и сформулировать идеи. Мы выдаем им карты исследуемой площади, и они по группам смотрят разные ее кусочки, отвечая на вопросы: чего здесь не хватает, что бы они хотели там делать, какие местные таланты могли бы оживить это пространство — у кого-то есть друг с кофе-киоском, в соседнем здании бабушка вяжет носки и могла бы их продавать.
3. Сделав все наблюдения и пообщавшись с местными жителями, нужно суммировать эти знания в план. В нем должно быть указано не только то, что нужно изменить сейчас, но и то, как люди будут использовать это место через год. Можно поставить стулья, скамейки, покрасить все в белый цвет. Но кто будет дальше поддерживать это и как сделать пространство не только экологически, но и экономически рентабельным? Даже небольшой площади нужен свой бизнес-план: каждый сезон можно проводить столько-то мероприятий, партнеры за это заплатят столько-то денег. Благодаря этому сформируется фонд, который можно потратить на стулья и еще на что-то. Если нет такого плана, каждая заинтересованная сторона будет тянуть в свою сторону.
Материал и иллюстрации предоставлены институтом «Стрелка».
Фотографии: flickr.com, Lew Kampel, Сhris Ford, vintag.es.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.