Не свернуть с пути
В Перми 1 ноября откроется
выставка миниатюрной железной дороги. Это реалистичный макет, собранный из множества очень мелких деталей. В течение шести лет над ним работали около 20 человек.
«ТЕКСТ» узнал, кто создавал масштабную миниатюру, насколько больших сил и денег это стоило и как в ней получают отражение пермские реалии.
200 метров железнодорожных путей, вокруг которых выстроены крошечные дома с жителями и вокзалы, фабрики, магазины, автосервисы и заправки, тоннели и мосты, возвышаются горы, растут деревья и гуляют животные и люди. А по путям курсируют в обе стороны маленькие вагоны с пассажирами. Это макет миниатюрной железной дороги, над которым работает пермская команда PaRMa-Modul.
За несколько лет у макета уже было несколько версий, и сегодня он разросся до площади около 100 кв. метров. Из однопутного стал двухпутным с встречным движением и пересадочной станцией. Самые мелкие детали в макете размером менее 1 мм, а рост людей — около 2 см.
Есть и скрытая от зрителя часть. Это сотни метров проводки и управляющие цифровые устройства. Помещения для обслуживания и хранения материалов занимают 25 квадратов.
Номер последней версии — 2.5. Она впервые будет выставлена на всеобщее обозрение этой осенью. В прежнем варианте все рельсы находились на одном уровне, а вокруг строился ландшафт. В проекте 2.5 рельсы на некоторой части дороги находятся на трёх уровнях. Создатели макета говорят, что это хоть и небольшое, но очень важное изменение для всего проекта.
Сейчас с макетом активно работают 5-7 человек. В разные периоды строили его шесть пермских семей. Многие помогали им советами и информацией. Есть и такие участники процесса, которые создали всего один элемент декораций: художники, моделисты и конструкторы.
Среди создателей макета есть программисты, электронщики, учителя, бизнесмены, экономисты. И, как ни странно, совсем нет профессиональных железнодорожников. Единственный участник, имевший отношение к созданию реальной железной дороги, переехал из Перми.
Сложный, многосоставной макет моделисты создают из очень простых материалов. «Для основания используем фанеру толщиной от 8 до 12 мм. Для ландшафтов — гипс, разнообразный картон, бумагу и много клея ПВА», — рассказывает руководитель PaRMa-Modul Александр Глушков.
Строения и сооружения они покупают или делают сами. В первом случае обязательно красят и часто переделывают. Практически все растения в макете покупные, хотя их тоже подвергают переделкам. «Пока нам не удалось полностью самостоятельно изготовить деревья приемлемого качества», — поясняют моделисты.
Макет построен на их личные деньги. Сейчас в него вложено уже больше 1 млн рублей. В этом году моделистам повезло. На городском конкурсе социально значимых проектов «Город — это мы» они получили небольшой грант, что позволило ускорить строительство городской части макета.
Увлечение PaRMa-Modul не только затратное, но ещё и очень трудоёмкое. Например, на станции в макете есть пакгауз — это здание склада с пандусом для разгрузки вагонов. Сначала его проект чертили в векторном редакторе, а поскольку у здания не было прототипов, то не было и чертежей и размеров.
При черчении нужно было не только постоянно пересчитывать проект в реальный масштаб, но и всё время учитывать толщину материала. «Если вы случайно возьмёте картон не той толщины при изготовлении детали, ничего хорошего у вас не получится, причём узнаете вы об этом, когда все стены будут собраны», — говорит Александр.
Одно только черчение заняло пару недель. Затем детали нарезали лазером из специального сорта картона.
«Одна из самых неприятных для моделиста проблем в нашем городе — это отсутствие желания у людей, владеющих соответствующим оборудованием, браться за мелкие заказы. Даже если у вас есть деньги, далеко не факт, что вы сможете вырезать, отфрезеровать, выточить то, что вам необходимо, — объясняет моделист. — Также очень мал выбор материалов, если они вообще есть. В Екатеринбурге, например, дела обстоят гораздо лучше».
Здание пакгауза содержит около 300 деталей, которые надо было собрать по принципу «бутерброда» — из шести слоёв миллиметрового картона. В итоге вся работа заняла около двух месяцев. Очень часто на здание может уйти и 3-6 месяцев — в зависимости от скорости работы и возможности достать нужный материал.
Строят моделисты со всеми подробностями: например, окно всегда имеет раму и стекло. В некоторых зданиях есть и внутренняя обстановка, даже если снаружи её не особо видно.
Участники проекта ещё «на берегу» договорились, что их макет — это собирательный образ России и Европы. Но, конечно, они хотели бы отразить в нём и родной город.
«Изготовить Пермь в миниатюре, по нашим подсчётам, будет стоить 5-10 млн рублей. И то это будут какие-то значимые объекты. Пока что мы не обладаем такими ресурсами, а спонсоров тоже найти не удалось», — рассказывает Александр Глушков.
В макете есть вагоны поезда «Кама». Пока это единственное, что явно указывает на Пермь в макете.
На концах миниатюрной железной дороги с обеих сторон сейчас пусто. На одном из них планируется строительство паровозного депо с поворотным кругом. Моделисты рассказывают, что это будет очень зрелищный объект. Но затраты на него нужны очень большие, так что процесс строительства продвигается медленно.
«ТЕКСТ» узнал, кто создавал масштабную миниатюру, насколько больших сил и денег это стоило и как в ней получают отражение пермские реалии.
Миниатюра площадью 100 кв. метров
200 метров железнодорожных путей, вокруг которых выстроены крошечные дома с жителями и вокзалы, фабрики, магазины, автосервисы и заправки, тоннели и мосты, возвышаются горы, растут деревья и гуляют животные и люди. А по путям курсируют в обе стороны маленькие вагоны с пассажирами. Это макет миниатюрной железной дороги, над которым работает пермская команда PaRMa-Modul.
За несколько лет у макета уже было несколько версий, и сегодня он разросся до площади около 100 кв. метров. Из однопутного стал двухпутным с встречным движением и пересадочной станцией. Самые мелкие детали в макете размером менее 1 мм, а рост людей — около 2 см.
Есть и скрытая от зрителя часть. Это сотни метров проводки и управляющие цифровые устройства. Помещения для обслуживания и хранения материалов занимают 25 квадратов.
Номер последней версии — 2.5. Она впервые будет выставлена на всеобщее обозрение этой осенью. В прежнем варианте все рельсы находились на одном уровне, а вокруг строился ландшафт. В проекте 2.5 рельсы на некоторой части дороги находятся на трёх уровнях. Создатели макета говорят, что это хоть и небольшое, но очень важное изменение для всего проекта.
Сейчас с макетом активно работают 5-7 человек. В разные периоды строили его шесть пермских семей. Многие помогали им советами и информацией. Есть и такие участники процесса, которые создали всего один элемент декораций: художники, моделисты и конструкторы.
Среди создателей макета есть программисты, электронщики, учителя, бизнесмены, экономисты. И, как ни странно, совсем нет профессиональных железнодорожников. Единственный участник, имевший отношение к созданию реальной железной дороги, переехал из Перми.
Больше миллиона рублей затрат и самые простые материалы
Сложный, многосоставной макет моделисты создают из очень простых материалов. «Для основания используем фанеру толщиной от 8 до 12 мм. Для ландшафтов — гипс, разнообразный картон, бумагу и много клея ПВА», — рассказывает руководитель PaRMa-Modul Александр Глушков.
Строения и сооружения они покупают или делают сами. В первом случае обязательно красят и часто переделывают. Практически все растения в макете покупные, хотя их тоже подвергают переделкам. «Пока нам не удалось полностью самостоятельно изготовить деревья приемлемого качества», — поясняют моделисты.
Макет построен на их личные деньги. Сейчас в него вложено уже больше 1 млн рублей. В этом году моделистам повезло. На городском конкурсе социально значимых проектов «Город — это мы» они получили небольшой грант, что позволило ускорить строительство городской части макета.
300 деталей и «принцип бутерброда»
Увлечение PaRMa-Modul не только затратное, но ещё и очень трудоёмкое. Например, на станции в макете есть пакгауз — это здание склада с пандусом для разгрузки вагонов. Сначала его проект чертили в векторном редакторе, а поскольку у здания не было прототипов, то не было и чертежей и размеров.
При черчении нужно было не только постоянно пересчитывать проект в реальный масштаб, но и всё время учитывать толщину материала. «Если вы случайно возьмёте картон не той толщины при изготовлении детали, ничего хорошего у вас не получится, причём узнаете вы об этом, когда все стены будут собраны», — говорит Александр.
Одно только черчение заняло пару недель. Затем детали нарезали лазером из специального сорта картона.
«Одна из самых неприятных для моделиста проблем в нашем городе — это отсутствие желания у людей, владеющих соответствующим оборудованием, браться за мелкие заказы. Даже если у вас есть деньги, далеко не факт, что вы сможете вырезать, отфрезеровать, выточить то, что вам необходимо, — объясняет моделист. — Также очень мал выбор материалов, если они вообще есть. В Екатеринбурге, например, дела обстоят гораздо лучше».
Здание пакгауза содержит около 300 деталей, которые надо было собрать по принципу «бутерброда» — из шести слоёв миллиметрового картона. В итоге вся работа заняла около двух месяцев. Очень часто на здание может уйти и 3-6 месяцев — в зависимости от скорости работы и возможности достать нужный материал.
Строят моделисты со всеми подробностями: например, окно всегда имеет раму и стекло. В некоторых зданиях есть и внутренняя обстановка, даже если снаружи её не особо видно.
Придать макету пермский колорит очень сложно
Участники проекта ещё «на берегу» договорились, что их макет — это собирательный образ России и Европы. Но, конечно, они хотели бы отразить в нём и родной город.
«Изготовить Пермь в миниатюре, по нашим подсчётам, будет стоить 5-10 млн рублей. И то это будут какие-то значимые объекты. Пока что мы не обладаем такими ресурсами, а спонсоров тоже найти не удалось», — рассказывает Александр Глушков.
В макете есть вагоны поезда «Кама». Пока это единственное, что явно указывает на Пермь в макете.
На концах миниатюрной железной дороги с обеих сторон сейчас пусто. На одном из них планируется строительство паровозного депо с поворотным кругом. Моделисты рассказывают, что это будет очень зрелищный объект. Но затраты на него нужны очень большие, так что процесс строительства продвигается медленно.
- Наши лучшие истории выходят в телеграм-канале Интересная Пермь и инстаграме ТЕКСТа. Подпишитесь и не пропустите самое интересное!
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Фото Артёма Турова и Глеба Путилова.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.