Нам бы день простоять

Борис Майоров специально для Casual Friday.


 «В прошлом десятилетии мы возмущались, что дороги в Перми не ремонтируют, а сейчас впору наоборот», - шутит мой знакомый, изрядно постоявший недавно в пробках в районе площади Восстания. 
 
Площадь Восстания, улица Якутская, Шоссе Космонавтов – места в городе, где я не бываю, но точно знаю, что там в последнее время происходит. Коллеги, знакомые – кто-то из ближайшего круга обязательно страдает, в каком бы месте города не случился дорожный сбой. Наверняка, подобная ситуация у многих. 

Особенность Перми – низкая вариативность в маршрутах движения: очень много мест, куда добраться можно только по одной-двум дорогам. Река, овраги, крупные предприятия в городской черте – все это сокращает возможности объезда. Когда происходит уменьшение пропускной способности на главных маршрутах – все встаёт. 

Нынешний строительный сезон, мне кажется, наглядно показал, что подход к дорожным работам в Перми нуждается в пересмотре. Как в системе образования есть термин «здоровьесберегающие технологии», так и в дорожном ремонте нам нужны технологии, «сберегающие город» или хотя бы нервы водителей.

Пермские магистрали – крайне чувствительные артерии города, от проблем на них сразу страдают десятки тысяч пермяков. А ощущение такое, что к планированию дорожных работ подход не менялся с тех пор, когда в городе было вдвое меньше автомобилей.

К дорожным ремонтам пора применять правило: делать так, как выгодно городу, а не дорожникам. Нужно согласовывать и продумывать на какие периоды какие участки будут закрываться, где будут объездные пути, кто их будет регулировать. Цена ошибки здесь – сотни человеко-часов, потерянных в пробках. 
 
Определенного внимания требуют и коммунальщики, которые могут, например, устроить помывку ограждающих решеток на напряженной трассе в час пик (перекрыв одну полосу своей техникой). Понятно, что бригаде из нескольких человек не удобно мыть решетки не в рабочее время, ну а сотням застрявших в пробке водителей удобно? 
 
Стоит сказать, что позитивный опыт у Перми есть и в сфере дорожного ремонта и в истории регулирования деятельности коммунальщиков и строителей. Например, этим летом многие перекрестки в центре Перми перекрывались для работ именно в выходные дни. Результат – почти никто этого не заметил. В прошлые годы городские власти ввели правила для коммунальных «раскопок» и ликвидации их последствий, заставили застройщиков заняться минимизацией «растаскивания» грязи со строек на улицы города. 

Ну и, конечно, не стоит ради популизма начинать ремонт дорог вне соответствующего сезона, как случилось с улицей Горького. Зимой развороченной улицей все равно никто не занимается. А перепрыгивающие через овраги и кучи щебня местные жители и загибающиеся магазинчики -рестораны – явно не будут признательны «благодетелям». 

Возможно, подрядчикам стоит перейти от планирования последовательности этапов к последовательности участков. В первом случае сначала сдирается асфальт со всей улицы – потом укладывается. Если сносится тротуар, то, естественно, одновременно с двух сторон дороги. Возможно, в части случаев можно делать весь комплекс работ на коротких участках, не «выключая» всю улицу. Пешеходам оставлять  возможность прохода хотя бы по одному тротуару. 
 
Мало кто замечает, как страдают от дорожного ремонта… пешеходы. Прежде всего, пенсионеры, мамы с маленькими детьми, школьники. До сих пор помню, как на моих глазах пенсионерка пыталась перебраться через ров, выкопанный дорожниками под бордюр во время ремонта ул Луначарского. Или как школьник по проезжей части обходил лужу строительной грязи на ул Горького, а машины мчались в десяти сантиметрах от него. 

Дело в том, что эти категории пешеходов чаще всего не в состоянии сделать крюк в квартал и обойти участки дороги, развороченные строителями. Они прыгают через рвы, топают по щебенке, подпрыгивают на горячем асфальте. 
 
Еще в этом сезоне жизнь показала нам, насколько перегреваются граждане в пробках. Есть и случай стрельбы по машине, которая не пропустила другую в плотном потоке, и драка со смертельным исходом с использованием бейсбольных бит... 

Трудности с перемещениями по городу – одна из самых больших проблем жителей мегаполисов. Если есть шанс хоть частично уменьшить количество городских пробок – это был бы большой шаг вперед.  

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости