Метод Уилсона: оказывается можно сопереживать и механическим куклам
Ренат Курбангалиев, специально для Casual Friday
В этом году художественный руководитель Пермской оперы делает ставку на совершенно иной тип театра – антипсихологический. Если в постановке Питера Селларса на первом месте стоит человек и его чувства, то метод Уилсона заключается в абсолютной отстраненности и внешней безэмоциональности.
Артисты-куклы по заранее заданному маршруту перемещаются по сцене, их выбеленные лица словно застывшие маски смотрят только вперед, постоянная дистанция и отсутствие зрительного контакта между ними порождают напряжение, а выверенная ритмичность жестов усиливает его. Эти приемы в "Травиате" служат своего рода фильтром чувственности, которую мы привыкли слышать в этой опере. Зритель сам заполняет образовавшийся эмоциональный вакуум на сцене: оказывается, можно сопереживать и механическим куклам.
Если вам покажут фотографии с постановок разных режиссеров, вы практически безошибочно укажете, какая из них принадлежит Роберту Уилсону. Фирменный подсвеченный задник, силуэты, цвета холодных оттенков. Свет становится одним из самых выразительных приемов в постановке. Например, в финальной сцене режиссер переводит взгляд зрителя на абстрактное световое пятно над Виолеттой.
Оркестр словно накрыт вуалью, звучит приглушенно, матово. Теодор Курентзис намеренно сдерживает сентиментальность партитуры - сухой звук и отрывистый штрих. Оркестр звучит как единое целое, подчиненный единому с режиссером общему замыслу.
Как результат зритель сам решает что ему делать – наслаждаться красотой уилсоновской картинки или вытеснять абстракцию своими смыслами. Все остались довольны и зрители, которые стоя аплодировали, и артисты, которые сделали свое дело – сотворили чудо.
Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.