«Математика – неисчерпаемый источник радости». Преподаватель мехмата Юрий Айдаров – о вымирании профессии программиста, олимпиадах как социальном лифте и собственной школе

«Математика – это неисчерпаемый источник радости. Есть задачка. Ты над ней думал, думал, и, наконец, решил. Все получилось! Это всегда очень нравится, всегда праздник», - воодушевленно рассказывает преподаватель мехмата ПГНИУ и основатель собственной онлайн-школы Юрий Айдаров. 

Пожалуй, сегодня его имя известно в Перми каждому, кто увлекается математикой: помимо работы в университете Айдаров руководил детским центром «Муравейник», возглавлял знаменитую физико-математическую школу №146, под его началом студенческие сборные привозили призовые медали с чемпионатов мира по программированию. Месяц назад он запустил собственную онлайн-школу.




Юрий Айдаров увлекся математикой в детстве. Вспоминает, как в начале пятого класса решил все задачи из учебника, потом принялся за учебник шестого класса, а когда справился с ним, то начал «лениво решать» алгебру за седьмой класс. «Я понял, что в математике нет потолка. Эта возможность развиваться очень привлекает и сейчас, спустя тридцать лет», - говорит он. Став профессиональным математиком, он решил делиться своими знаниями. «Работать с людьми мне нравится больше, чем сидеть за компьютером 40 часов в неделю», - объясняет Юрий Айдаров. 

Он рассказал, как влюбить детей в математику, с какого возраста можно учиться программировать и почему олимпиады – это хороший социальный лифт.

Как влюблять в математику даже тех, кто её не любит

Все, что входит в школьную программу, очень востребовано. Там только самое необходимое. Когда я работал директором школы и вел геометрию у десятых классов, мне одна девочка сказала: «Юрий Рафаэльевич, там, где я буду работать, мне никакая геометрия не нужна». Я, не моргнув глазом, ответил: «Свободная касса?». Все посмеялись. С того времени прошло десять лет. В позапрошлом году эта ученица закончила магистратуру университета ИТМО, а перед этим – бакалавриат СПбГУ. Зная эти вузы, я уверен, что математика и геометрия ей пригодились. Может быть, эта шутка заставила ее задуматься, увидеть возможности, которые открывает математика.

Когда ученик сталкивается с трудными задачами, важно, чтобы преподаватель помог с ними справиться, помог понять, зачем нужно их преодолевать. Когда ты что-то продаешь, ты должен научить покупателя тому, как твой товар ему поможет в жизни. Продажа – это почти всегда обучение. Так и здесь: нужно «продать» знание, объяснив, почему в жизни без него не обойтись. В онлайн-школе мы помогаем ребятам поверить в свои силы и понять, зачем преодолевать трудности.

Как математика спасет профессию программиста от вымирания

Программисты – это те, кого не хватает на рынке, всегда дефицит. У них высокие зарплаты.  Отсюда следует очень простой вывод: программисты – это кандидаты номер один на то, чтобы их работу автоматизировали. Проще всего заменить компьютером тех, кто стоит дорого и кого не хватает. 

Ушло время тех, кто в поисковой системе находил примеры программного кода и вставлял его в свои продукты. Сегодня таких программистов может заменить генеративный искусственный интеллект. Он пишет программу быстро и бесплатно. Чтобы быть программистом, которого не автоматизируют, нужно быть хорошим программистом. Нужно быть на острие информационных технологий и новых знаний. Без математического фундамента здесь никак нельзя.

С какого возраста можно учить программированию 

Всё индивидуально. То, что подходит одному, не подходит другому. Тем не менее можно давать детям решать задачи, которые они могут осилить на данном этапе, и смотреть, как они с ними справляются. Я знаю человека, который начал серьезно программировать в первом классе и в седьмом или восьмом классе завоевал золотую медаль Международной олимпиады по информатике. Такие дети появляются достаточно редко и это уникальный случай, который как раз про то, что все индивидуально. Есть люди, которые позднее достигают более высокого уровня в программировании.  Всему свое время.

Большинство школьников готовы программировать с седьмого класса. Есть онлайн-олимпиада «Код будущего», очень полезный проект для ребят 8-11 классов. Четыре возрастных категории, с 8 по 11 класс, были выбраны потому, что ребята в этом возрасте готовы программировать. С другой стороны, этот формат не всегда дает ребенку поддержку педагога, которая позволяет справиться со сложностями и задачами олимпиады. Если у кого-то из детей есть задачи из олимпиады «Код доступа», с которыми они не могут справиться, то нужно сесть и подробно их разобрать. Это я предлагаю в своей онлайн-школе.

Как работает онлайн-школа

Наша онлайн-школа только стартовала, мы постоянно обновляем линейку продуктов, добавляем новые, чтобы каждый мог найти свой формат. Одним нужна определённая тема, другим – предмет целиком, третьим – памятки, майнд-карты или просто видео с подборкой мастер-классов по решению конкретной задачи.

Как только появляется новый запрос, мы быстро находим репетитора-партнера, который «закрывает» этот предмет. Групповые занятия в Zoom могут отхватывать сразу несколько десятков человек. Есть предметы, как, например, русский язык, проверку которых невозможно автоматизировать полностью. Для них оптимальный размер группы – до 8 человек.

Наш проект создан для ребят с 5 по 11 класс. По начальной школе запросов не было, но работать в онлайн-формате с дошкольниками можно. Есть также рубрика «Жизнь после ЕГЭ». В нее входят английский для взрослых, курсы по спортивному программированию для студентов и для тех, кто хочет стать профессиональным программистом.

Онлайн-школа должна стать площадкой для привлечения хороших учителей. Я уверен, что в России таких много. Не все ребята живут в больших городах, и я буду рад, если моя платформа поможет им взаимодействовать с хорошими учителями. При наборе групп видно, кто действительно заинтересован и умеет работать онлайн, готов к этому и хочет научить, а кто – нет. 

«Олимпиады – это социальный лифт»

Сегодня олимпиады – это социальный лифт, который действительно работает. Конечно, когда ребенок заходит в этот лифт, то дальше выбирает сам, на какую кнопку нажать, на какой этаж поехать, пересесть ли на другой лифт, поменять ли направление движения. Главное, что дает олимпиада – это вера в себя и в свои силы. Она создает ситуацию успеха. 





С одной стороны, это конкурс, с другой стороны, это наиболее удачный вариант, когда ребенок в 9-10-классе становится призером или победителем заключительного этапа Российской олимпиады школьников. Задача поступления в вуз уже решена. Я уверен, что тот, кто с помощью олимпиады повысил свои навыки, поступит в любой университет и напишет ЕГЭ если не на 100 баллов, то на 90 с плюсом. Но ему и не надо писать экзамен на такой высокий балл, он – призер олимпиады.  Ему проще поступать в вуз. Если говорить про пермские вузы, то, считайте, и губернаторская стипендия у него в кармане. Это тоже достижимая стратегия, она по силам почти каждому.

В нашей онлайн-школе один из способов взаимодействия с учеником – это своеобразная диагностика, с помощью которой можно поставить ученику в будущем такую планку, которую он сможет гарантированно преодолеть. 

Олимпиада больше про спорт, чем про науку 

Большой минус олимпиады в том, что она длится максимум пять часов: ты решил задачи и быстро получил результат. Наука – это такая история, когда над одной задачей можешь работать несколько нет. Постепенно получаешь некий результат, а какое-то время результата вовсе может не быть. Это сложно для тех, кто прошел олимпиадный путь.

Я был капитаном команды, которая стала чемпионом Пермской области по Брейн-рингу. Я шучу, что я гроссмейстер по решению любой задачи на одну минуту. А если она не решается за одну минуту, меня это начинает раздражать. Это шутка, но на самом деле я достаточно долго работал над навыком, чтобы действительно заниматься одним делом долго. Получается, что олимпиады скорее про спорт, чем про науку.  

Роль преподавателя в том, чтобы раскрыть внутреннюю мотивацию ребят, смыслы, которые отвечают на вопрос, а чего ты хочешь, зачем ты это делаешь. В античном храме в Дельфах была надпись: «Познай себя». Трудно это сделать самостоятельно. Роль наставника, учителя, преподавателя в том, чтобы соотнести, понять, поставить индивидуальные задачи, в том числе, по олимпиаде и поддержать, когда ожидания и реальность разойдутся. Такой момент всегда настает рано или поздно. 

Как попасть в сборную России из провинции

Ребята из пермских школ привозили медали с международных олимпиад по биологии, географии, физике, информатике. Попасть в сборную России возможно. Как говорят математики: решение существует. Это очень индивидуальная задача. В сборной – четыре или пять мест в зависимости от предмета, попасть в пятерку лучших школьников России по своему предмету – это очень высокая цель. Если ты попадаешь в сборную России, то почти наверняка возвращаешься с медалью. 

Стать победителем Всероссийской олимпиады школьников очень почетно. Важно действительно поверить в себя и понять, что если ты из Перми, то можешь это сделать. Надо определить для себя, как этого достичь и постараться, чтобы на каждом этапе встретился нужный человек. Это как в спорте. Бывает тренер, который ведет секцию в школе, потом – тренер на региональном уроне, который работает со сборной Пермского края, у сборной России – своя команда тренеров. Люди на каждом этапе должны сыграть роль в продвижении спортсмена, а в нашем случае – участника олимпиад.

Эпоха пермских ИТ-гигантов в прошлом?

Пройдет лет десять, будет другое интервью и зададут вопрос про 20-е годы, мол, вот тогда-то были интересные проекты, а теперь их время ушло! Я уверен, что прорывные проекты будут создаваться и дальше за счет формирования благоприятной среды. Самый крупный образовательный кластер в крае – это Институт компьютерных наук и технологий Пермского классического университета. Набор на первый курс туда больше, чем когда я поступал на мехмат.

Когда начинался ИТ-бизнес в Перми, Prognoz и другие компании становились точками притяжения, ребята хотели стать программистами и тоже действовать, создавать своё. Когда понимаешь, что потолка нет, что можно ставить любую задачу и добиваться успеха, то умение видеть возможности очень выручает. Так сложилось, что пермякам это удавалось и удается чаще, чем представителям других регионов. Уверен, что свою роль сыграло наше образование. Тем, кто учится в Перми, повезло больше, чем ребятам из других регионов. У нас есть суперпрофессионалы. Они не просто решают задачи и делают вещи, которые другие считали невозможными. Важно, что такие люди делятся своими знаниями в школах, вузах, на предприятиях и точки притяжения трансформируются в яркие события. 
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости