«Массовое банкротство после Нового года»

В период самоизоляции из-за пандемии COVID-19 в регионах запретили работу ресторанов, баров и кафе. Они могут продавать еду на вынос или работать в формате доставки. Эти меры больно ударили по пермскому общепиту, сократилась выручка, многие заведения начали копить убытки. 

ТЕКСТ спросил пермских рестораторов и владельцев кафе, сколько времени они готовы работать в формате доставки, почему почти все постараются открыться вновь и когда может накрыть волна массовых банкротств.  




Александр Заединов, совладелец кофеен Forrest:


Для ресторанов и общепита катастрофа уже случилась. Продление (карантина, - прим. ред.) ведет в еще большую трудную ситуацию,а, возможно, в дальнейшем и в депрессию. Вся сфера услуг построена на физических товарах. Кофейни работают в формате на вынос. Доставка для рестораторов —  это «капля в море», ведь аренду никто не отменял.

У нас было две кофейни, одна сейчас закрыта, а вторая — работает. Продажи кофе у нас снизились на 65%. Людей не так много, чтобы работать двум заведениям, мы стараемся минимизировать издержки. Но сейчас людей на улицах становится больше и на машинах, и пешком. Поэтому да, возможно, после первых майских праздников мы откроем вторую кофейню. 

Олег Ощепков, ресторатор, развивает кафе «Улитка», «Маркс», Happy, «Вехотка»:


У ресторанов нет никаких запасов прочности. Мы работаем всегда что называется «с листа». Мы минимизировали затраты насколько это возможно. Доставка, доставка и еще раз доставка. Это единственное, что мы можем сейчас сделать. Мы будем стараться до самого последнего и думаю, что все другие точно также. Пока есть силы, человеческие ресурсы.

Мы помогаем как можем заведениям: сами возим (заказы, - прим. ред.), сами возим кофе. Осваиваем смежные профессии администратора, экспедитора, водителя. И это абсолютно нормально, потому что кому, как не нам самим, быть максимально заинтересованным в перспективах этого бизнеса. 

Вадим Яхнин, директор ресторанной группы «Фо-Рест» (LesMarches, «Монтенегро», «Дунай», Mekong):


Чем дольше рестораны не открываются, тем больше убытков они копят. Они связаны, прежде всего, с тем, что все стараются в значительном объеме сохранить трудовые коллективы. Большинство пермских ресторанов — командные игроки. Я тоже придерживаюсь этого мнения, но с финансовой и маркетинговой точки зрения, наверное, нужно было идти на серьезные сокращения людей. Мы генерируем убытки, начиная с 28 марта.  Доставка дает не большой процент (выручки, - прим. ред.), но сохраняет тонус и боевой настрой. 

Убытки генерируются, в первую очередь, зарплатой, во вторую — оплатой электроэнергии, арендой. Зарплатные налоги не прощены, а передвинуты, часть налогов снижена. И это очень больно ударит по ресторанам в четвертом квартале. Арендодатели хотят деньги получить за март и пытаются хоть немного получить за апрель и май, хотя большинство идет на встречу, и думаю, что многим ресторанам удастся договориться и им полностью простят пару месяцев, либо большую часть арендной платы. 

В июне попытаются открыться почти все рестораторы и ресторанные группы. Сетевые заведения могут сократить число точек, открыть не 10, а 7, например. Открывшись, рестораны не будут зарабатывать, потому что поток гостей сперва был ограничен искусственно, а потом они были напуганы. Заведения начнут друг друга «давить» и конкурировать. Когда в октябре придет время платить за то, что было отсрочено… Думаю, что массовое банкротство в ресторанной сфере будет после Нового года, потому что будет легче банкротиться. До октября этого сделать не дадут. 
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости