Маршрут построен: как менялись трамвайные маршруты в Перми за последние 90 лет, и какие из них ушли в историю
В ноябре пермскому трамваю исполнилось 94 года - 7 ноября 1929 года в городе открылось первое трамвайное движение по маршруту №1 «Мотовилиха – ул. Красноуфимская» (Куйбышева).
За последующие годы в Перми то закрывались старые, то открывались новые трамвайные маршруты. Одни работали несколько лет, другие всего несколько месяцев. Так, постепенно с карт пропали трамвайные маршруты № 1, 9, 14, а на некоторых вагонах красовались не только номера, но и литеры.
ТЕКСТ решил вспомнить, каким в Перми был первый трамвайный маршрут, как менялись трамвайные маршруты за последние 90 лет, и какие из них ушли в историю:
Маршрут №1
Мотовилиха – ул. Красноуфимская
О запуске трамвая в Перми начали говорить еще в 1908 году, а уже к 1916 году в Перми было построено здание трамвайного депо, спроектированы трассы и трамвайный мост через реку Ягошиху. Однако дальнейшему строительству помешала первая мировая война, и запуск трамвая был отложен на 10 лет.
В 1927 году в Перми возобновилось строительство трамвайных путей, и 7 ноября 1929 года было открыто движение трамвая по маршруту №1. Первая трамвайная линия начиналась в районе нынешней площади Восстания, пересекала реку Егошиха по старому мосту и проходила по улице Ленина до пересечения с улицей Красноуфимской (Куйбышева). В честь запуска Мотовилиха салютовала тремя артиллерийскими залпами, а в Пермь поступили поздравления от немецких рабочих: «Революционный боевой привет к 12-й годовщине пролетарской революции и к открытию первого на Урале трамвая посылают революционные трамвайщики Штутгарта».
В 1930 году линию от Красноуфимской улицы продлили до вокзала Пермь-II, и маршрут №1 удлинился. В 1960-е годы маршрут потерял центральный статус и ходил только по Мотовилихе. Окончательно он был закрыт в 2010 году.
Маршруты №2а и №3а
В 1964 году в Перми действовал трамвайный маршрут 2а «Трамвайное депо (Балатово) – Осенцы». Однако маршрут для многих жителей города был не очень удобен. После строительства Стахановского кольца маршрут №2а был закрыт.
В 1980-х годах на помощь третьему трамвайному маршруту запустили маршрут №3а. Он ходил от лесокомбината до вокзала Пермь-2, но курсировал только один поезд. Трамвай маршрута №3а подвозил рабочих с Паркового до завода им. Дзержинского. Маршрут был закрыт к 1997 году.
Маршрут № 9
Осенцы-Пермь-2
В 1958 году в Перми с постройкой линии в район Балатово был открыт трамвайный маршрут № 9. 19-километровый маршрут проходил от Осенцов до Перми-2. В 1960-е годы 9 маршрут ходил от железнодорожного вокзала до улицы Таллиннской (Леонова), а затем до ипподрома. Вагоны ходили с интервалом 40 минут. В начале 1990-х маршрут работал нестабильно – его то отменяли, то укорачивали до ул. Стахановской.
В 2000-е годы «девятка» следовала то в будни, то только в выходные. Летом 2010 года в связи с низким пассажиропотоком и пуском 13 маршрута на маршрут № 9 было уменьшено число поездов, а осенью того же года он и вовсе был закрыт.
Маршрут №10
Школа №107 – улица Максима Горького
В Перми 10-й трамвайный маршрут появился в 1960 году и проходил от улицы Таллиннской (Леонова) до Горьковского кольца, т.е. был предшественником маршрута № 12. Вскоре № 10 перенаправили от Центрального Рынка до завода имени Калинина (АО ИНКАР).
В 1990-е годы маршрут работал только в часы пик, а также ненадолго удлинялся до Бахаревки. С 2008 года маршрут начал курсировать с Ипподрома на остановку «Школа 107». В 2015 году в Перми был запущен новый маршрут № 10 «Школа №107 – улица Максима Горького», но в 2019 году в связи с низким пассажиропотоком был закрыт.
Маршрут №13
Ул. М. Горького - Сосновый бор
В 1967 году в Перми был открыт мост через реку Каму, на котором предусмотрительно смонтировали трамвайные пути. В декабре 1970 года через мост поехал первый трамвай 13 маршрута. Он проходил от горьковского кольца, по улице Ленина, затем по улице Куйбышева переходил на Коммунистическую, с нее поворачивал на Попова, выходил на камский мост, далее по шоссе (через болота) до Соснового Бора. До районов массовой застройки линия не доходила, так как не было подстанции.
Маршрут ходил только в тёплое время года и был популярен среди грибников и пассажиров, желающих попасть на пляж. В 1980-х годах маршрут работал с лета по октябрь. Маршрут №13 просуществовал до 1987 года, после чего был свернут из-за неудовлетворительного состояния рельсового пути. Однако рельсы были демонтированы только в середине 1990-х годов.
Маршрут №14
Ипподром-Химкомплекс
В 1976 году в Перми была продлена к новым химзаводам линия, которая шла в Осенцы. Тогда в район химкомплекса провели маршрут № 14. Участок между заводами и Осенцами – через поля и огороды - трамваи проходили со значительной скоростью, поэтому линию называли «скоростным трамваем». В годы «перестройки» на смену «скоростному трамваю» пришли служебные автобусы, и маршрут № 14 был закрыт.
Кольцевые маршруты №14 и №15
В 1982 году, на помощь 12-му маршруту, был открыт трамвайный маршрут №15. Он шел от Горьковского кольца через Стахановскую площадь до Стахановской. По причине общего кризиса маршрут был закрыт в 1992 году.
В марте 2008 года в Перми в качестве эксперимента вновь был открыт маршрут №15. Он был кольцевым, как и запущенный вместе с ним маршрут №14. Маршрут №15 ходил по часовой стрелке, маршрут №14 – против часовой стрелки по так называемому «городскому трамвайному кольцу» через улицы Ленина, Коммунистическую, Борчанинова, Пушкина, Куйбышева, Белинского, Сибирской, Революции, Горького.
При такой схеме маршруты вынужденно делали крюк через Разгуляй. В итоге оба кольцевых маршрута не оправдали себя, проработали всего 4 месяца и были закрыты в июне 2008 года.
За последующие годы в Перми то закрывались старые, то открывались новые трамвайные маршруты. Одни работали несколько лет, другие всего несколько месяцев. Так, постепенно с карт пропали трамвайные маршруты № 1, 9, 14, а на некоторых вагонах красовались не только номера, но и литеры.
ТЕКСТ решил вспомнить, каким в Перми был первый трамвайный маршрут, как менялись трамвайные маршруты за последние 90 лет, и какие из них ушли в историю:
Маршрут №1
Мотовилиха – ул. Красноуфимская
О запуске трамвая в Перми начали говорить еще в 1908 году, а уже к 1916 году в Перми было построено здание трамвайного депо, спроектированы трассы и трамвайный мост через реку Ягошиху. Однако дальнейшему строительству помешала первая мировая война, и запуск трамвая был отложен на 10 лет.
В 1927 году в Перми возобновилось строительство трамвайных путей, и 7 ноября 1929 года было открыто движение трамвая по маршруту №1. Первая трамвайная линия начиналась в районе нынешней площади Восстания, пересекала реку Егошиха по старому мосту и проходила по улице Ленина до пересечения с улицей Красноуфимской (Куйбышева). В честь запуска Мотовилиха салютовала тремя артиллерийскими залпами, а в Пермь поступили поздравления от немецких рабочих: «Революционный боевой привет к 12-й годовщине пролетарской революции и к открытию первого на Урале трамвая посылают революционные трамвайщики Штутгарта».
В 1930 году линию от Красноуфимской улицы продлили до вокзала Пермь-II, и маршрут №1 удлинился. В 1960-е годы маршрут потерял центральный статус и ходил только по Мотовилихе. Окончательно он был закрыт в 2010 году.
Маршруты №2а и №3а
В 1964 году в Перми действовал трамвайный маршрут 2а «Трамвайное депо (Балатово) – Осенцы». Однако маршрут для многих жителей города был не очень удобен. После строительства Стахановского кольца маршрут №2а был закрыт.
В 1980-х годах на помощь третьему трамвайному маршруту запустили маршрут №3а. Он ходил от лесокомбината до вокзала Пермь-2, но курсировал только один поезд. Трамвай маршрута №3а подвозил рабочих с Паркового до завода им. Дзержинского. Маршрут был закрыт к 1997 году.
Маршрут № 9
Осенцы-Пермь-2
В 1958 году в Перми с постройкой линии в район Балатово был открыт трамвайный маршрут № 9. 19-километровый маршрут проходил от Осенцов до Перми-2. В 1960-е годы 9 маршрут ходил от железнодорожного вокзала до улицы Таллиннской (Леонова), а затем до ипподрома. Вагоны ходили с интервалом 40 минут. В начале 1990-х маршрут работал нестабильно – его то отменяли, то укорачивали до ул. Стахановской.
В 2000-е годы «девятка» следовала то в будни, то только в выходные. Летом 2010 года в связи с низким пассажиропотоком и пуском 13 маршрута на маршрут № 9 было уменьшено число поездов, а осенью того же года он и вовсе был закрыт.
Маршрут №10
Школа №107 – улица Максима Горького
В Перми 10-й трамвайный маршрут появился в 1960 году и проходил от улицы Таллиннской (Леонова) до Горьковского кольца, т.е. был предшественником маршрута № 12. Вскоре № 10 перенаправили от Центрального Рынка до завода имени Калинина (АО ИНКАР).
В 1990-е годы маршрут работал только в часы пик, а также ненадолго удлинялся до Бахаревки. С 2008 года маршрут начал курсировать с Ипподрома на остановку «Школа 107». В 2015 году в Перми был запущен новый маршрут № 10 «Школа №107 – улица Максима Горького», но в 2019 году в связи с низким пассажиропотоком был закрыт.
Маршрут №13
Ул. М. Горького - Сосновый бор
В 1967 году в Перми был открыт мост через реку Каму, на котором предусмотрительно смонтировали трамвайные пути. В декабре 1970 года через мост поехал первый трамвай 13 маршрута. Он проходил от горьковского кольца, по улице Ленина, затем по улице Куйбышева переходил на Коммунистическую, с нее поворачивал на Попова, выходил на камский мост, далее по шоссе (через болота) до Соснового Бора. До районов массовой застройки линия не доходила, так как не было подстанции.
Маршрут ходил только в тёплое время года и был популярен среди грибников и пассажиров, желающих попасть на пляж. В 1980-х годах маршрут работал с лета по октябрь. Маршрут №13 просуществовал до 1987 года, после чего был свернут из-за неудовлетворительного состояния рельсового пути. Однако рельсы были демонтированы только в середине 1990-х годов.
Маршрут №14
Ипподром-Химкомплекс
В 1976 году в Перми была продлена к новым химзаводам линия, которая шла в Осенцы. Тогда в район химкомплекса провели маршрут № 14. Участок между заводами и Осенцами – через поля и огороды - трамваи проходили со значительной скоростью, поэтому линию называли «скоростным трамваем». В годы «перестройки» на смену «скоростному трамваю» пришли служебные автобусы, и маршрут № 14 был закрыт.
Кольцевые маршруты №14 и №15
В 1982 году, на помощь 12-му маршруту, был открыт трамвайный маршрут №15. Он шел от Горьковского кольца через Стахановскую площадь до Стахановской. По причине общего кризиса маршрут был закрыт в 1992 году.
В марте 2008 года в Перми в качестве эксперимента вновь был открыт маршрут №15. Он был кольцевым, как и запущенный вместе с ним маршрут №14. Маршрут №15 ходил по часовой стрелке, маршрут №14 – против часовой стрелки по так называемому «городскому трамвайному кольцу» через улицы Ленина, Коммунистическую, Борчанинова, Пушкина, Куйбышева, Белинского, Сибирской, Революции, Горького.
При такой схеме маршруты вынужденно делали крюк через Разгуляй. В итоге оба кольцевых маршрута не оправдали себя, проработали всего 4 месяца и были закрыты в июне 2008 года.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Нам нужно успокоиться: резко выросли расходы пермяков на антидепрессанты
В первом полугодии траты пермяков на покупку антидепрессантов выросли на 36%.