«Лектор огонь!»

У декана физического факультета ПГНИУ Константина Гаврилова в университете всегда дел невпроворот. Но несмотря на это он постоянно участвует в организации научно-популярных событий в Перми: вечеринки про космос Yuri’s Night, которая пройдёт в Перми 12 апреля, Фестиваля научной фантастики и многих других.

В 2016 году Константин Гаврилов был участником Пермских Научных боёв с темой «Доктор Хаос: что общего между процессом замешивания теста, полётом бабочки, сердечной аритмией?» и зрители признали его победителем. 

ТЕКСТ узнал у декана физфака, зачем он тратит время на научпоп, как такое просвещение влияет на школьников и почему каждый должен знать, из-за чего на Земле меняются времена года.




Почему научпоп больше привлекает взрослых


После научно-популярных событий не появляются новые статьи учёных и семинары не планируются. Их ценность в другом. Они влияют на формирования среды и интереса общества к науке. У них есть неочевидный сразу, но отложенный эффект.  

Во-первых, родители, побывав на таких встречах или даже услышав о них несколько раз, могут направить своего ребёнка в сторону изучения науки после школы и поддержать его в желании учиться. Во-вторых, научно-популярные события помогают заинтересовать в поступлении в вуз самих ребят. 

Хотя, по моим ощущениям, форматы вроде Научных боёв или Yuri’s Night, к сожалению, мало привлекают школьников. Они и так погружены в атмосферу уроков, образовательную среду и не ищут источников новых знаний и подобных событий. Мне кажется, они и так насыщены этим. А люди, которе учатся в университете или недавно окончили его, активнее интересуются наукой в таком формате. 

Но я надеюсь, что со временем ребята тоже начнут смотреть в эту сторону. Мне бы очень хотелось, чтобы школьники, которые поступают к нам, любили учиться, разбираться и вникать, чтобы они не из-за страха отчисления что-то делали, а чтобы даже не возникало такой ситуации, чтобы им нужно было сдавать долги. 

С ребятами, если за скобками оставить олимпиады и прочие стандартные форматы, мы работаем немного в другом ключе, чем научпоп. Проводим для школьников 10-11 классов открытые лекции с демонстрацией экспериментов в рамках программы университета Школа юных физиков. В прошлом году, например, ребятам читали лекции по проблемам физики XX века: квантовой физике, астрофизике, теории относительности и т.д. Каждую неделю занятия проходят бесплатно для всех желающих. 

Наука становится всё более популярной


Научно-популярные события не собирают стадионы, но они интересны тем, кто скучает по науке. На такие встречи приходят люди, которые хотят быть частью научной тусовки и получают от этого удовольствие.

Одной из очень успешных, например, была лекция «Физика музыки» в 2015 году. На ней речь шла о физической природе звука, для слушателей выступали учёные и играл блестящий музыкант и композитор Василий Антипов. Он объяснил, например, почему Бах был гениальным композитором с точки зрения математики. Слушатели не не отпускали музыканта после лекции ещё почти час! А в отзывах после нам писали: «Василий просто огонь!». 



Лекция «Физика музыки», 2015 год

В планетарии в феврале этого года мы проводили лекцию для студентов физфака. Она оказалась такой популярной, что сами студенты даже не смогли попасть в зал: места заняли интересующиеся горожане, в том числе школьники. 

Формат Научных боёв интересен моментом соревнования и тем, что зрители сами становятся участниками процесса — они выступают в качестве жюри. Кроме того, учёные всегда стремятся эмоционально подать свою тему. 

Я очень люблю наш Фестиваль научной фантастики, он ежегодно проходит в октябре на территории университета. Во-первых, потому что это идея студентов физфака: ребята сами решили провести фестиваль и стали привлекать партнёров и спонсоров. Конечно, мы им помогаем в административных моментах, но организуют они всё сами.

Во-вторых, мне очень нравится, как реагируют люди: они пишут очень искренние отзывы с благодарностями. И, в-третьих, мне нравится свободный формат фестиваля, посетители могут приходить и уходить  в любое время, перемещаться между лекторием и площадками с экспериментами, фильмами и т.д. Это очень живое пространство. 

Для меня научпоп — своего рода увлечение


Мне как декану научно-популярные события интересны с точки зрения привлечения студентов на физический факультет и в целом в университет. 

Вторая причина — так исторически сложилось, что я занимаюсь организацией подобных событий. Ещё до того, когда я стал работать на физфаке, мы очень активно сотрудничали с физико-математическими школами, проводили турниры для ребят, чтобы они видели таких же заинтересованных учеников из других школ и могли влиться в сообщество, понять, что они не одиноки в своём интересе к науке. Сейчас мы проводим различные соревнования, Городскую физическую регату — интеллектуальный конкурс для восьмиклассников и другие мероприятия. 

Ну и, в-третьих, для меня проведение научно-популярных и подобных событий — это своего рода увлечение. Кто-то футбол смотрит и радуется, а я радуюсь, когда наблюдаю, как ребята решают задачи, когда происходят какие-то позитивные события, к инициированию которых я был причастен. 



Лекция Константина Гаврилова в Научном трамвае в 2016 году

 Я не представляю, как можно комментировать Теорию плоской Земли


К нам на физический факультет иногда присылают свои работы изобретатели или открыватели альтернативных научных теорий и просят дать экспертизу. Мы стараемся не вступать с ними в диалог, чтобы не обнадёживать людей, которые исповедуют… другую науку. Они считают, что современное представление о науке неверно, что Ньютон глубоко ошибался. Находят какие-то ошибки, открывают новые физические теории. 

С развитием интернета в информационном поле появляется очень много разных статей, в том числе ненаучных. Людям легко ими делиться, и информация распространяется быстрее. Да, это касается и важной, нужной информации, но есть и академический мусор. Например, Теорию плоской Земли я даже не представляю, как можно комментировать в XXI веке… Как можно обсуждать всерьёз, что Земля не плоская!

Замечательно, что существуют новые каналы связи, но через них может распространяться всё, что угодно. В том числе и лженаука. Кто-то может связать это с тем, что уровень образования в школах падает. Но если смотреть на результаты ЕГЭ, то это очень спорный вопрос. Я не могу однозначно сказать, что сейчас ребята хуже, чем были раньше. Все школьники разные. Кроме того, каждый год в ЕГЭ разные задания и шкалы, и судить, сравнивая результаты по годам, нельзя. 

Коллеги опять же говорят, что уровень подготовки падает: что ребята, которые учились 15 лет назад, знали и могли сделать больше, чем нынешние школьники и студенты. Может быть, лженаука так распространяется из-за общего снижения уровня подготовки, и ребята легче готовы поверить в разные теории. Что опять же спорно. Сейчас тоже есть очень умные ребята. Может быть, объективно школьников стало меньше из-за демографической ямы, сильные ребята из края уезжают, и поэтому мы видим ребят менее подготовленных. Но в целом про поколение так сказать нельзя.

Есть другая, противоположная точка зрения, что сейчас люди более критически настроены. Что раньше если ученикам можно было сказать что-то, и они бы приняли это на веру, то сейчас они готовы спорить и высказывать своё несогласие, отстаивать мнение. Это не только в науке, но и в политической жизни. Но эту гипотезу нужно проверять и соответствующих данных у меня нет. 

Наши научно-популярные события — это отчасти вклад в борьбу со лженаукой. Чтобы понять, что какая-то гипотеза или статья относится к лженауке, нужно иметь общую базу представлений о мире: что такое свет, почему ветер дует, почему кровь течёт по венам, как меняются времена года и т.д. Человек должен понимать такие базовые вещи. И если он будет иметь об этом представление, наверное, его будет сложнее обмануть. 
Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости