«Китайское общежитие». Как жили, работали и отдыхали китайцы в советской Перми

«Вы вступаете в международный брак, в международные отношения Советского союза, поэтому это теперь не только ваша жизнь, но и жизнь партии. За вами будут следить, чтоб вы вели себя хорошо», - говорили молотовские партийные работники на встрече с девушками, которые вышли замуж за китайцев. 

1950-е – начало 1960-х годов – это время «советско-китайской дружбы». СССР оказывал Китаю огромную помощь в развитии промышленности. В начале 1950-х китайцам разрешили трудиться в СССР. По всем регионам была рассылка: кто готов принять на работу 10 тыс. китайцев? Желающих было немного, но вызвалась Молотовская область, где была готова инфраструктура для жизни рабочих – бывший трудовой лагерь в Оверятах – и объекты, которые нужно было достраивать.

Недавно мы рассказывали о перспективах побратимства Перми и китайского города Чанджоу. Сегодня нам бы хотелось поговорить об истории отношений между Пермью и Китаем.
Китаевед, председатель Пермского отделения общества дружбы с Китаем, старший научный сотрудник отдела истории, археологии и этнографии ПНЦ УрО РАН Михаил Каменских рассказал, как китайцы очутились в советской Перми, где и как тут жили и почему, вернувшись на родину с пермским опытом, сделали хорошую карьеру.

Как китайцы очутились в Молотовской области


По воспоминаниям китайцев, конкурс среди желающих уехать в Пермь был сто человек на место. Набирали идеально здоровых мужчин 18-23 лет, у которых не было проблем по партийной линии, для тяжелой работы на стройках. Были среди приехавших китайцев и ветераны боевых действий – тогда только закончилась Корейская война. 

Сперва стороны договорились, что в Молотовскую область приедет 10 тыс. китайцев, но потом стало понятно, что столько человек регион принять не может и снизили планку до 1 тыс. чел. Китайцы приехали двумя партиями. В 1955 году – 700 человек из провинции Хэбэй (350 в Молотов и 350 в Березники), и в 1956 году – еще 350 человек в Молотов из провинции Шаньдун. Дорога до Перми на поезде у них заняла месяц. Они ехали в антисанитарии и по прибытию оказалось, что у многих глисты и кожные заболевания.  

«Китайское общежитие»


Сперва приехавших поселили в корпусах бывшего трудового лагеря в Оверятах, затем расселили в домах по ул. Нефтяников. Потом для них построили большой дом на ул. Качалова, 26. Жители поселка Балатово прозвали его «китайский дом» или «китайское общежитие». Во дворе этого дома китайцы упражнялись в своем кулинарном искусстве: ставили жаровни и готовили себе еду. Пермяки, которые жили в то время в округе, прекрасно это помнят. 




Сейчас это старый дом невысокого качества постройки. В нем уже нет китайцев, но в Балатово живут их дети и внуки.

Почему китайцы не могли есть еду в столовой


Когда в Пермь приехала первая группа китайцев, они не смогли есть еду, которую им давали в столовой. Ели то, что находили сами. Вторая группа приехала осенью и их сперва стали кормить консервами, а китайцы не едят такое. Они могут есть только то, что приготовлено при них, горячую еду. Их начальство это быстро поняло. Многие все равно предпочитали готовить себе сами, а не питаться в столовой: покупали, что-то привезли с собой, что-то собирали. 

Когда оказалось, что они ничего не едят, то спросили, что им нужно, и по линии «Молотовстроя» официально привозили из Китая продукты, например, соевый соус, специи.  
Русские едят соленую рыбу, а для китайцев это был шок! Дело в том, что китайцы могут есть только то, что подвергнуто термообработке. Этим китайская кухня принципиально отличается от японской. Поэтому китайцы считали соленую рыбу сырой. Да и в 50-е годы рацион в Молотове был не очень-то разнообразный. Сперва обычную русским еду они ели плохо, а потом привыкли. Например, мучное и хлеб в китайском рационе питания вообще не представлен. То, что у нас пекут хлеб, да еще и черный, для них был просто космос! 

Как местные относились к китайцам


В первый пермский Новый год китайцев споили местные. Почти поголовно у всех в новогоднюю ночь было острое кишечное отравление и им пришлось делать промывание желудка. Они напились с непривычки – среди приехавших китайцев никто до этого не пил и не курил.





Местные относились к ним дружелюбно. Тогда все было сильно идеологизированно, а это был наш официальный друг, которому мы оказываем братскую помощь. 

Китайцам потребовалось два-три года, чтоб овладеть русским языков. К тому же, в Молотове были переводчики, которые помогали им изъясняться. Они приехали из Харбина – в те годы сюда приехали многие из русской харбинской диаспоры после того, как пришло к власти китайское правительство. Они выбрали Молотов, потому что там можно было устроиться человеку с «плохой биографией». Приехало очень много специалистов по английскому и китайскому языку, и они тоже поселились в Балатово. 

Хоровая группа китайцев, танцы в клубе и другая общественная жизнь


Китайцев активно вовлекали в общественную жизнь. Например, была хоровая группа, где они пели, спортивные секции. Они ходили в клуб поселка Балатово на танцы, в кино, одевались на советский манер. Поскольку они были комсомольцы и коммунисты, которых Китай отправил представлять свою страну, то они соглашались буквально на все. 

В 50-х годах в газетах «Звезда» и «Уральская стройка», корпоративном издании «Молотовстроя», вышло много материалов, посвященных тому, как живут и работают китайцы в Молотове. 




Русско-китайских семей образовалось немного, около 30-35. Большинство китайцев настраивались приехать, поработать в России и вернуться к себе на родину, где многих ждали жены и невесты. Для русско-китайских детей была отдельная группа в детском саду. Русских жен китайцев собирали в отдельную группу, к нам приезжали беседовать врачи, психологи и партийные работники. Например, врачи рассказывали про особенности физиологии, что они небольшого роста, что не могут много пить спиртного. 

Что китайцы построили в Перми 


Китайцы принимали участие в дорожном строительстве, строили дома на ул. Качалова, Леонова, Нефтяников. Но не было такого, чтоб конкретные объекты они сделали сами. Они работали в составе комплексных бригад вместе с русскоговорящими работниками. Также большая группа китайских строителей работала, когда создавались первые корпуса ПНОСа, «Пермнефтеоргсинтеза», здание ТЭЦ-6 на ул. Крохалева. 

Каждый рабочий заключал договор на четыре года. Когда отношения между Китаем и СССР охладели, почти все не стали продлять контракты третий раз и вернулись на родину в 1963 году. Остались только те, у кого здесь появились семьи. Они продолжили работать на пермских предприятиях. 





Бесплатное образование для китайцев было подарком. Они, как сумасшедшие, старались получить по две-три-четыре специальности, работали электриками, водителями и так далее. В Китае образование всегда было платным, это был удел аристократии, а в Советском союзе их обучали бесплатно. Поэтому каждый до последнего пытался учиться, осваивать новые специальности.  Через десять лет они все продвинулись по службе и уже не были обычными работягами. 

О взлете карьеры у китайцев, работавших в Молотове-Перми


Никто из китайцев, оставшихся в Перми, не принял советского и российского гражданства. Тогда бы им пришлось отказаться от китайского, такого они не могли себе позволить. Они свыклись и последний, который дожил до 86 лет, каждый год ходил отмечаться в отделение ФМС. Дипконсульство даже договорились, чтоб дедушку пускали без очереди. Он умер в этом году. Сегодня в Перми живут потомки китайцев, которые приехали в Молотов на стройку. 





Когда китайцы вернулись к себе на родину с образованием и опытом, который они получили в Молотове, их сразу брали на высокие должности, руководящие посты. Те, кто отучился в СССР, были на расхват. Была даже организация китайцев-выпускников советских вузов и работников предприятий. Она была довольно влиятельной, туда входили богатые и состоятельные люди. В 90-е она помогала восстанавливать отношения между Россией и Китаем. 
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости