Какие улицы в Перми были вымощены брусчаткой, и где сейчас можно прогуляться по старинным мостовым

В Перми осталось не так много мест, где сохранилась историческая брусчатка. Однако еще 40 лет назад пермяки могли прогуляться по старым мостовым. Тогда брусчаткой были вымощены огромные участки дорог, которые постепенно и неминуемо закатывали в асфальт.




ТЕКСТ решил узнать, какие улицы в Перми были вымощены брусчаткой, какие из них оказались под слоем асфальта, и где сейчас можно прогуляться по старинным мостовым:

Первая тротуарная плитка в Перми

«До революции в Перми были булыжные мостовые, а где-то уже после 1930-х стали укладывать брусчатку. Она интересная тем, что по сути дела – это отходы металлургических заводов. Шлаки отливали в специальные формы и получали бруски для мощения дорог», - рассказывает краевед Владислав Тимофеев. 





По физическим характеристикам шлаковая масса была близка к граниту. Со временем ее научились раскалывать на кубы, пласты и бруски. Материал получался грубый и недорогой, и был прообразом современной тротуарной плитки.

В первой половине и середине 20 века весь центр Перми был услан брусчаткой. Однако производство такой брусчатки закончилось с изобретением и массовым использованием асфальтобетона. 

История под асфальтом

Еще в 1980-е годы огромные участки дорог в Перми были замощены шлаковой брусчаткой. В основном она сохранялась на крутых подъемах, например, к Вышке в Мотовилихе. Также ею была вымощена часть дороги в п. Новые Ляды, Соликамского тракта, ул. Орджоникидзе (Монастырской), Трамвайной, Октябрьская площадь. В 1990-е годы по брусчатке можно было пройтись в микрорайонах Запруд, Висим, Гайва, Парковый, Закамск и т.д. 

В 2000-е годы брусчатка стала исчезать – ее стали массово закатывать в асфальт. Несколько лет назад в Перми заменили мощение из шлаковой брусчатки на асфальт спуск к Мотовилихинскому пруду со стороны ул. Целинная. Также закатали в асфальт брусчатку на улице Юнг Прикамья. «Эту улицу мостили в конце 40-х годов пленные венгры. Брусчатка пережила шесть генеральных секретарей и четырёх президентов, но оказалась невечной. Она была уничтожена бульдозером», - рассказывают очевидцы. 





В Мотовилихе большой участок булыжной мостовой долгое время был сохранен на ул. Уральской, но после реконструкции трамвайных путей ничего не сохранилось. В 2020 году во время ремонта брусчатка была обнаружена на Компросе, но была закатана в асфальт. Подобная история случилась и с брусчаткой на Тихом Компросе рядом с ДК Солдатова – планов по восстановлению исторического покрытия у властей не было, и она также ушла под слой асфальта. 

Где пермяки сегодня могут прогуляться по исторической брусчатке 

По словам краеведа Владислава Тимофеева, самое доступное место сегодня – подъем от старого моста в Разгуляе. Это один из самых крупных участков брусчатки, который сохранился до наших дней.  Брусчатка была уложена примерно в 1960-х годах после строительства северной дамбы.



Фото Оксаны Лопатиной

Также исторический участок мостовой, возможно дореволюционного времени, можно увидеть около дома по ул. Петропавловской, 3. В ямах просвечивает булыжная мостовая около дома Чернышевского, 41б в Красных казармах. Брусчаткой также выложен заезд на Южное кладбище с Южной дамбы. 

Остатки старой мостовой можно заметить и в Старокирпичном переулке. Однако основная часть «булыжной» истории Перми сохранилась лишь на архивных фотографиях. 
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости