Какие проблемы может решить тьютор, а какие – нет, и сколько зарабатывают тьюторы в Перми

Первые тьюторские практики появились в Перми в 2010 году, а через пару лет такие специалисты стали работать и в городских школах. Сегодня тьюторские услуги, в том числе и частные,  продолжают набирать популярность. «Но многие до сих пор считают, что тьютор - это психолог или учитель. Но это не так», - говорит пермский музыкант, педагог и  тьютор Юлия Балабанова.

Юлия Балабанова рассказала ТЕКСТу, чем тьютор отличается от учителя, какие проблемы он решает, а какие – нет, и сколько зарабатывают школьные и частные тьюторы:



 

Кто такой тьютор и почему не каждый может им стать 


Задача тьютора — сопровождать индивидуальную образовательную программу человека. То есть речь идёт о самом широком понимании образования и обо всех возрастах: дети, подростки, взрослые. Одна из моих коллег недавно подарила такое определение: «Тьютор — это репетитор по образовательной осознанности». В России эта профессия официально существует с 2008 года, в Перми первые тьюторские практики начались где-то в 2010-м. Это были тьюторские лагеря для старшеклассников «Вперёд, в будущее!». С 2012 года тьюторы стали появляться в пермских школах.

Не каждый может быть тьютором.  Чтобы им работать, нужно иметь высокий уровень эмпатии, прокачанные навыки коммуникации, широкий кругозор. Нужно понимать, как устроена образовательная система России и других стран, что собой представляет современный рынок труда. Нужно владеть знаниями о возрастной психологии, понимать, что такое «субъектность» человека и как с ней работать. Субъектность — это способность человека действовать, опираясь на самого себя, быть субъектом, а не объектом образовательного процесса.

Чем тьютор отличается от учителя 


Учитель передает ученикам некие знания и оценивает, насколько они эти знания и навыки усвоили. Для учителя  ученик как раз чаще всего — объект. Тьютор — позиция принципиально безоценочная. В его словаре нет слов «хорошо», «плохо», «правильно», «не правильно». У тьютора нет готовых ответов и решений. Если они есть, и он работает в режиме советов — то это плохой тьютор. Главный инструмент тьютора, как и у психолога, это вопрос. Он выстраивает доверительный диалог со своим тьюторантом, помогает ему увидеть свою образовательную ситуацию, возможные варианты решений.
 
Тьюторы часто получаются из учителей, которые хотят более глубокой и индивидуальной работы с детьми. Сегодня всё чаще можно встретить учителя или классного руководителя с тьюторской позицией. Может ли тьютор стать учителем? Тоже да. Например, я в тьюторстве с 2013 года, в 2015-м получила диплом о профессиональной переподготовке. А учителем стала только в 2019 году, уйдя из частной филармонии «Триумф». 

Как развито частное тьюторство в Перми и сколько зарабатывают тьюторы


В Перми около десятка школ («Дуплекс», «Мастерград», СОШ №22 и другие) имеют свои тьюторские службы. В этих школах у детей реально есть возможность что-то выбирать в рамках школьной учёбы, и тьюторы сопровождают эти процессы. Но так называемых «выделенных тьюторов» практически нет. Все они совмещают этот функционал с работой учителей. В московской «Новой школе», например, очень большая тьюторская служба, и там все специалисты занимаются только этой работой.

Частное тьюторство в Перми только появляется. В январе я открыла свою тьюторскую практику «Сам-Сам» и пока не могу назвать конкурентов на городском рынке. В Москве и Санкт-Петербурге частные тьюторы намного более востребованы. Хотя путаница с терминологией тоже существует. Кто-то называет себя тьютором, занимаясь банальным репетиторством.

В школах Перми тьюторство даёт только прибавку к учительской зарплате, и, откровенно говоря, очень небольшую: в пределах 3-5 тысяч в месяц. В той же «Новой школе» зарплаты тьюторов — 80-100 тысяч рублей. Частные тьюторы берут в среднем 1500-2000 рублей за консультацию. Есть и весьма высокооплачиваемые специалисты, у которых сессия может стоить 15 тысяч рублей. Но это пока единицы на страну.

Когда требуется помощь тьютора


Помощь тьютора бывает нужна при выборе школы, учебного профиля, курсов и учебных групп,  колледжа или вуза. Также тьютор может работать с потерей учебной мотивации, что очень часто случается у подростков в 6-7 классах, когда они перестают видеть смысл своего школьного образования. Если ребёнок выходит в экстернат или на семейное обучение, здесь работа тьютора бывает крайне важна. Ведь речь идёт о полностью индивидуальной программе образования, а не только о каких-то элементах индивидуализации, как в школе.

Тьютор может работать и с дошкольником, но здесь в основном вовлечены родители. В младших классах тьюторы сопровождают детские проекты, помогают выявить склонности и интересы ребёнка.
Часто под тьюторством понимают очень узкую сферу — сопровождение детей с особыми потребностями здоровья. Но это не вполне справедливо. Тут больше речь идёт о коррекционной педагогике. Классическое тьюторство — совсем не про ОВЗ. Хотя таким детям тоже бывает нужна тьюторская поддержка, но, в основном, для работы с ними требуются другие компетенции.

Какие проблемы не может решить тьютор


Главное, что может тьютор — это помочь человеку обнаружить свои ресурсы, собственную мотивацию. Кроме того, тьюторы часто играют роль навигаторов: они хорошо разбираются в том, где и как можно получить необходимые образовательные услуги, куда можно двигаться. 

Частные тьюторы работают и онлайн. Но онлайн-тьюториалы бывают эффективны с ребятами старше 13 лет и со взрослыми. И ещё одно условие: на время тьюториала ребёнок должен иметь возможность остаться один в комнате. Как и с психологом, это индивидуальная работа. Хотя бывают и групповые тьюториалы.

Но тьютор совершенно точно не решает психологических проблем. Если речь заходит об острых переживаниях, о конфликтных отношениях в семье и в школе, то он рекомендует продолжить работу с психологом. Тьютор — не про травму и не про прошлое. Тьютор — про цели, мотивы и про будущее.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости