Как выглядел старый аэровокзал Перми, и чем закончилась его полувековая история
Еще немного, и в Перми навсегда исчезнет старый аэровокзал «Большое Савино». Почти полвека терминал принимал пассажиров, но 6 лет назад был законсервирован. Этим летом подрядчик приступил к работам по сносу старого здания аэропорта и планирует завершить их в октябре.
ТЕКСТ решил вспомнить, как выглядел старый аэровокзал Перми, куда летали его пассажиры и чем закончилась история «самого современного терминала на всём Урале».
Первые воздушные ворота Перми
История пермских аэродромов начинается в конце 1930-х. Именно тогда появляются авиаотряды на летном поле Городские горки. В 1939 году был открыт первый «аэровокзал» в Перми. Он представлял собой небольшое деревянное строение, больше напоминающее избушку с надписью «Аэропорт Молотов», а площадь летного поля составляла около 6 кв.км. Здание аэровокзала находилось на территории современной школы № 112 (ул. Дружбы, 18).
Аэровокзал-избушка простоял до 1957 года – в этот год он был перенесен на Бахаревку. А уже через год на месте аэропорта была построена 180-метровая телебашня. В 1957 году на «Бахаревке» работали 250 человек, а самолётный парк составлял 34 машины. Отсюда ежедневно вылетало несколько десятков самолетов. Авиарейсы выполнялись не только по территории Пермской области, но и в Томск, Ленинград, Москву и Алма-Ату.
Однако аэродром не мог принимать реактивные самолёты типа Ту-104, поэтому было решено создать новый аэропорт «Большое Савино», название которого происходило от близлежащей деревни. Аэродром «Бахаревка» стал обслуживать только местные воздушные линии.
«Здесь - все удобства, здесь все радует глаз»
В декабре 1964 года пермский аэропорт «Большое Савино» принял первый самолет Ил-18 по маршруту Свердловск-Пермь-Москва. В 1965 году был построен перрон и стоянка воздушных судов, а уже в феврале 1967 года было сдано в эксплуатацию здание аэровокзала. До этого пассажиры ютились в небольшом деревянном строении. На открытие терминала собралось несколько сотен человек. С торжественной речью выступил первый секретарь Пермского обкома партии Борис Коноплев, а бригаду строителей посадили в самолет и «катали» над городом.
«Легкое, ажурное, воздвигнутое из металла и стекла, здание аэровокзала снаружи и изнутри отделано с большим вкусом и мастерством. Здесь - все удобства, здесь все радует глаз», - писала газета «Звезда» об открытии нового аэровокзала.
В короткий срок в аэропорту были возведены здания гостиницы, столовой и другие помещения. В самом терминале в 1960-70-е годы располагались зона ожидания, зал для официальных лиц, ресторан, отделение почты, телефон, телеграф. Пермский аэровокзал тогда называли самым современным на всём Урале. Лишь потом обнаружилось, что это всего лишь типовой проект. Подобные здания были возведены в Кирове, Новокузнецке, Магнитогорске, Кургане, Кировограде и т.д.
Также оказалось, что здание аэровокзала было рассчитано лишь на 200 пассажиров в час – это около 400 тысяч человек в год. Тогда как еще за 1964 год старый вокзал аэропорта «Бахаревка» принял уже более 350 тысяч человек.
Билеты, паспортный контроль и Онегин
В 1960-е годы аэропорт начал устанавливать регулярные рейсы во многие города страны. Из Перми можно было улететь во все крупные города Советского Союза – в Москву, Ленинград, Симферополь, Сочи, Мин.Воды, Ташкент и т.д. Билет в столицу стоил 24 рубля, в Ленинград – 28 рублей, в Сочи - 40 рублей, в Свердловск - 9 рублей.
Через 10 лет география полётов стала ещё шире. В 1970-80-х годах аэропорт стал одним из ключевых в стране для внутренних авиарейсов. Однако расчетный пассажиропоток был превышен в 2-3 раза, не хватало места и для парковки самолетов. Уже тогда были планы построить специальную полосу для гражданских самолетов, но вместо нее был построен аэропорт в Березниках.
Примечательно, что долгое время на аэровокзале не было паспортного контроля. Пассажиру перед посадкой в самолет необходимо было только показать билет. «Чтобы забронировать по телефону билет, можно было назвать любую фамилию, т.к. никто не проверял. Помню, я назвался как-то Онегиным. Только в конце 1980-х годов у пассажиров начали спрашивать документы», - вспоминает сегодня один из пассажиров. Также только после 1985 года в здании аэровокзала появился транспортер для багажа.
Взлет и падение
Максимальный пассажиропоток пермского аэропорта в советское время был достигнут в 1989 году и составлял 1 млн. 217 тыс. пассажиров. В 1993 году аэропорт «Большое Савино», практически одновременно с Екатеринбургом, получил статус международного. С середины 1990-х пермяки начали активно летать за рубеж – в Арабские Эмираты, Индию, Испанию, Грецию и т.д.
В 2002 году стандартная взлётно-посадочная полоса была полностью разобрана, а на её месте выстроена новая, позволяющая принимать любой тип воздушных судов.
В 2013 году было образовано открытое акционерное общество «Международный аэропорт «Пермь». Через два года состоялась торжественная церемония в честь начала строительства нового аэровокзального комплекса, а 30 ноября 2017 года новый аэровокзал обслужил первых пассажиров.
В 2018 году старое здание аэропорта площадью 4,5 тыс. кв.м. полностью было отключено от всех коммуникаций и законсервировано. Власти края рассматривали возможность размещения там МРЭО ГИБДД, но от этой идеи сразу отказались. Сейчас точное решение об объекте, который будет располагаться на освободившемся месте, пока не принято. Рассматриваются несколько вариантов, в том числе обустройство ангаров для размещения воздушных судов и мест стоянок, строительство вспомогательных объектов, новая зона ожидания вылетов.
ТЕКСТ решил вспомнить, как выглядел старый аэровокзал Перми, куда летали его пассажиры и чем закончилась история «самого современного терминала на всём Урале».
Первые воздушные ворота Перми
История пермских аэродромов начинается в конце 1930-х. Именно тогда появляются авиаотряды на летном поле Городские горки. В 1939 году был открыт первый «аэровокзал» в Перми. Он представлял собой небольшое деревянное строение, больше напоминающее избушку с надписью «Аэропорт Молотов», а площадь летного поля составляла около 6 кв.км. Здание аэровокзала находилось на территории современной школы № 112 (ул. Дружбы, 18).
Аэровокзал-избушка простоял до 1957 года – в этот год он был перенесен на Бахаревку. А уже через год на месте аэропорта была построена 180-метровая телебашня. В 1957 году на «Бахаревке» работали 250 человек, а самолётный парк составлял 34 машины. Отсюда ежедневно вылетало несколько десятков самолетов. Авиарейсы выполнялись не только по территории Пермской области, но и в Томск, Ленинград, Москву и Алма-Ату.
Однако аэродром не мог принимать реактивные самолёты типа Ту-104, поэтому было решено создать новый аэропорт «Большое Савино», название которого происходило от близлежащей деревни. Аэродром «Бахаревка» стал обслуживать только местные воздушные линии.
«Здесь - все удобства, здесь все радует глаз»
В декабре 1964 года пермский аэропорт «Большое Савино» принял первый самолет Ил-18 по маршруту Свердловск-Пермь-Москва. В 1965 году был построен перрон и стоянка воздушных судов, а уже в феврале 1967 года было сдано в эксплуатацию здание аэровокзала. До этого пассажиры ютились в небольшом деревянном строении. На открытие терминала собралось несколько сотен человек. С торжественной речью выступил первый секретарь Пермского обкома партии Борис Коноплев, а бригаду строителей посадили в самолет и «катали» над городом.
«Легкое, ажурное, воздвигнутое из металла и стекла, здание аэровокзала снаружи и изнутри отделано с большим вкусом и мастерством. Здесь - все удобства, здесь все радует глаз», - писала газета «Звезда» об открытии нового аэровокзала.
В короткий срок в аэропорту были возведены здания гостиницы, столовой и другие помещения. В самом терминале в 1960-70-е годы располагались зона ожидания, зал для официальных лиц, ресторан, отделение почты, телефон, телеграф. Пермский аэровокзал тогда называли самым современным на всём Урале. Лишь потом обнаружилось, что это всего лишь типовой проект. Подобные здания были возведены в Кирове, Новокузнецке, Магнитогорске, Кургане, Кировограде и т.д.
Также оказалось, что здание аэровокзала было рассчитано лишь на 200 пассажиров в час – это около 400 тысяч человек в год. Тогда как еще за 1964 год старый вокзал аэропорта «Бахаревка» принял уже более 350 тысяч человек.
Билеты, паспортный контроль и Онегин
В 1960-е годы аэропорт начал устанавливать регулярные рейсы во многие города страны. Из Перми можно было улететь во все крупные города Советского Союза – в Москву, Ленинград, Симферополь, Сочи, Мин.Воды, Ташкент и т.д. Билет в столицу стоил 24 рубля, в Ленинград – 28 рублей, в Сочи - 40 рублей, в Свердловск - 9 рублей.
Через 10 лет география полётов стала ещё шире. В 1970-80-х годах аэропорт стал одним из ключевых в стране для внутренних авиарейсов. Однако расчетный пассажиропоток был превышен в 2-3 раза, не хватало места и для парковки самолетов. Уже тогда были планы построить специальную полосу для гражданских самолетов, но вместо нее был построен аэропорт в Березниках.
Примечательно, что долгое время на аэровокзале не было паспортного контроля. Пассажиру перед посадкой в самолет необходимо было только показать билет. «Чтобы забронировать по телефону билет, можно было назвать любую фамилию, т.к. никто не проверял. Помню, я назвался как-то Онегиным. Только в конце 1980-х годов у пассажиров начали спрашивать документы», - вспоминает сегодня один из пассажиров. Также только после 1985 года в здании аэровокзала появился транспортер для багажа.
Взлет и падение
Максимальный пассажиропоток пермского аэропорта в советское время был достигнут в 1989 году и составлял 1 млн. 217 тыс. пассажиров. В 1993 году аэропорт «Большое Савино», практически одновременно с Екатеринбургом, получил статус международного. С середины 1990-х пермяки начали активно летать за рубеж – в Арабские Эмираты, Индию, Испанию, Грецию и т.д.
В 2002 году стандартная взлётно-посадочная полоса была полностью разобрана, а на её месте выстроена новая, позволяющая принимать любой тип воздушных судов.
В 2013 году было образовано открытое акционерное общество «Международный аэропорт «Пермь». Через два года состоялась торжественная церемония в честь начала строительства нового аэровокзального комплекса, а 30 ноября 2017 года новый аэровокзал обслужил первых пассажиров.
В 2018 году старое здание аэропорта площадью 4,5 тыс. кв.м. полностью было отключено от всех коммуникаций и законсервировано. Власти края рассматривали возможность размещения там МРЭО ГИБДД, но от этой идеи сразу отказались. Сейчас точное решение об объекте, который будет располагаться на освободившемся месте, пока не принято. Рассматриваются несколько вариантов, в том числе обустройство ангаров для размещения воздушных судов и мест стоянок, строительство вспомогательных объектов, новая зона ожидания вылетов.
Татьяна Семилейская (ТЕКСТ)
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.