Как в центре Перми построили почти «местный Дом Зингера»

Многоэтажка в эклектичном сочетании необарокко и модерна, со стеклянной башенкой на крыше, шпилем и орлом. Нет, это не известный Дом компании «Зингер» в Санкт-Петербурге, где ныне расположена штаб-квартира «ВКонтакте». Так мог выглядеть жилой комплекс «Симфония» на углу Советской и Сибирской улиц, построенный в Перми в 2015 году «Камской долиной» по проекту знаменитого пермского архитектора Менделя Футлика.

Он рассказал ТЕКСТу, из-за чего проект воплотился не полностью, а историк архитектуры Александр Михайлов объяснил, почему в Перми не построили свой Дом Зингера в начале прошлого века. 




Чем вдохновился архитектор, создавая «Симфонию» 


Застройщик ЖК «Симфония», ГК «Камская долина» в начале 2010-х заказала Менделю Футлику архитектурный проект клубного дома, который планировала построить в историческом центре напротив гостиницы «Центральная». Известный архитектор представил несколько вариантов проекта, один из которых создал, вдохновившись Домом Зингера. 





Причину, по которой Мендель Футлик обратился к этому всемирно известному зданию, стоит поискать в истории Перми. Дело в том, что сто лет назад район улиц Торговой (ныне — Советская) и Сибирской активно застраивался. Появились Королёвские номера, рядом архитектор Василий Попатенко построил  здание, в котором потом расположится штаб-квартира братьев Нобелей в Перми, архитектор Гаврилов — магазин с огромными витринами для французско-русского товарищества по производству изделий из резины «Проводник».

«Все эти здания несут на себе отпечаток модерна, самого передового стиля того времени. Футлик хорошо это понимал, видел, что в целом необарочное здание Королёвских номеров уже заигрывает с новым стилем, с модерном — так, последний этаж здания обильно декорирован растительным орнаментом. И у него появилась идея, что если б не случилась революция, то здесь могло бы возникнуть нечто похожее на Дом Зингера или даже на парижское ар деко», - объяснил Александр Михайлов. Поэтому архитектор предложил построить клубный дом в стиле  необарокко и модерна, «восполнив исторический промах». 

Почему «Камская долина» не построила свой Дом Зингера


В итоге «Камская долина» построила «Симфонию» именно по этому проекту, но без характерных деталей — стеклянного купола со шпилем и орлом. По словам Менделя Футлика, от проекта с башенкой было решено отказаться из-за собственников последнего этажа жилого комплекса. Они не захотели, чтобы крышу здания венчали купол, шпиль и орел. 





Облик «Симфонии» стал скучнее. «У «Камской долины» не было желания построить дом ровно с тем декором, как он был задуман архитектором», - говорит Александр Михайлов. По его словам, наверное, застройщик отказался от этих элементов, так как это было дорого, а вместо них наверху появилась только круглая стеклянная мансарда.





«Это не самое плохо исполненное здание в Перми, хотя понятно, что в самом проекте оно смотрелось изящнее. В целом у меня есть определенные сомнения, что исторические стили могут быть воспроизведены вне контекста и вне эпохи. В российской архитектуре вообще влиятельна идея «ретроразвития» Бориса Ерёмина, который предлагал воспроизводить старые здания из новых материалов с новыми же функциями. Главный пример такой архитектуры - «воссозданная» китай-городская стена с бутиками и ресторанами внутри в Москве», - объяснил историк архитектуры.

ЖК «Симфония» составляет единый архитектурный ансамбль со зданием на ул. Советская, 28а, которое находится через дорогу от него. Его также построили по проекту Футлика, но на несколько лет раньше.

Почему Дом Зингера не мог появиться в Перми раньше 


Главная причина кроется в экономике — в провинции не было потребности в таком небоскребе, Пермь развивалась линейно и горизонтально. Дом «компании Зингер» по тем меркам — это бизнес-центр с магазином внизу, столичная архитектура в стиле модерн, которая поражала современников своей новизной (и в целом, высотой) — здания строились с огромным количеством стекла и металла.

«Говоря про Зингер, мы рассказываем историю первых небоскребов. Земля в городе дорогая и нужно было устремлять архитектуру вверх, чтобы меньше платить за участок», - объяснил Александр Михайлов. По его словам, технологически сложный модерн был нужен в больших городах Российской империи: Москве, Санкт-Петербурге, Риге и Киеве. По числу населения Пермь была гораздо меньше. 

«Дом Зингера — это апофеоз экономического превосходства державы. Это не значит, что при иной политической конъюнктуре 1917 года такого небоскреба в Перми не могло бы возникнуть.  Могло бы, но для этого нужно было, чтоб Россия развивалась так, как в 1880-е или в 1900-е. Это был сильный экономический рост, который можно сравнить с Россией до 2014 года, когда страна динамично росла именно экономически, а деньги приносят за собой и качественное строительство»,  - объяснил Александр Михайлов.
Алина Комалутдинова, интернет-газета ТЕКСТ
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости