Как в Перми запустили производство цементной плитки ручной работы и почему она интересна москвичам и европейцам, но не пермякам

Запуск производства, в основе которого — ручная работа, в эпоху всеобщей цифровизации и механизации кажется излишне романтичным. Но Сергея Леонтьева это, напротив, вдохновляет. По образованию конструктор авиационных двигателей, он верит, что и в Пермь придёт мода на hand-made, как сейчас это происходит в Европе.

Два года назад Сергей открыл «Каменную мануфактуру» и занялся производством интерьерной цементной плитки. В стране существует всего лишь около десятка подобных предприятий.

«ТЕКСТ» узнал, как ему удалось наладить производство по технологии, о которой практически нет информации, почему дизайнеры интерьеров мало интересуются цементной плиткой и может ли маленькое пермское предприятие конкурировать с именитыми европейскими фирмами.




На новый бизнес меня вдохновили путешествия


На протяжении полутора десятков лет я занимался продажей генераторов. Возил их из Европы и продавал в Перми. Но бизнес в связи с кризисом и ростом конкуренции начал плавно сходить на «нет». За те времена я объехал около 30 стран. Тогда я мало обращал внимания на детали интерьеров, но всё равно это не прошло бесследно: то, что я видел, отложилось в подсознании. 

И вот, около 2,5 лет назад, когда бизнес с генераторами стал затухать, у меня появилась идея заняться чем-то другим. Друзья пустили меня в цех площадью около 250 кв. метров на улице Промышленной. Я нашёл команду единомышленников — трёх человек, которые раньше занимались производством бетонной тротуарной плитки. 

Мы закупили оборудование и решили делать плитку по технологии «мытый бетон». Но спрос на неё сезонный, поскольку используют такую плитку для улицы, и оборудование простаивало. 

И тогда я подумал: интересно было бы заняться тем, что в России, мало кто делает — выпускать плитку ручной работы из цемента. В интерьерах Европы и Америки она повсеместно используется, а у нас пока только входит в моду. 

Год экспериментов


Технология производства цементной плитки зародилась ещё в XIX веке. Но информации по теме в открытом доступе нет, даже на иностранных языках. Производство подобных строительных материалов вообще — один сплошной эксперимент. И именно этим мы занялись. Открывали Ютьюб и смотрели иностранные ролики. Но в них показаны просто картинки, ни пропорций, ни составов — ничего этого нет! Все нюансы пришлось выяснять самим, опытным путём – проб и ошибок. Руки опускались не один десяток раз, но спасибо команде - если бы не они, я бы может давно успокоился на эту тему.

С некоторыми перерывами это заняло почти целый год. Одной из самых больших сложностей, например, был поиск состава смазки, которая используется для того, чтобы плитка во время прессования не прилипала к форме. Чего мы только не перепробовали! Я даже покупал интимную смазку, как это ни смешно. Но она тоже не сработала. 

В итоге мы всё-таки выработали свой рецепт, без использования интимной смазки, к счастью. До сих пор этот состав не найти в интернете — кто его узнал, держит в секрете. И таких тайн в производстве очень много. 

Около года назад мы начали принимать первые заказы — когда убедились в стабильности качества того, что у нас получается.




Пермские дизайнеры к новшествам относятся скептически


Количество вариантов дизайна плитки из цемента — бесконечное множество. На нашем сайте мы сделали конфигуратор, в котором около 500 паттернов, которые можно раскрасить цветами из нашей палитры. Это общедоступные узоры, которые мы собрали и скомпоновали по группам. Цвета преимущественно пастельные — мы используем природные пигменты. Заказчик может предложить собственный дизайн, и мы сделаем под него матрицу. 

Сам материал очень интересный — плитка скорее даже не на любителя, а на ценителя. Я всегда провожу аналогию – если керамогранит это ламинат, то цементная плитка — это как натуральный паркет. Очень тёплый, экологичный, «ламповый» материал.

Заказы к нам в основном приходят через соцсети, в Инстаграме у нас около 3000 подписчиков. Аккаунты я начал развивать полтора года назад, когда лежал со сломанной ногой, и мне нечем было заняться. Сейчас я по-прежнему веду их сам. Наша аудитория — это дизайнеры интерьеров, а все они тусуются в Инстаграме.

В Перми у нас так и не появилось конкурентов. Да и в России их всего-то около десятка, большинство — на Северо-Западе и ближе к столице — в Москве, потому что рынки сбыта находятся там. Мы продаём плитку в основном в другие города. В прошлом году делали около 50 кв. метров в новый терминал B аэропорта «Шереметьево» для двух ресторанов на фудкорте. Из Перми у нас только недавно появился первый заказ.





Пермские дизайнеры интерьеров боятся нового. Я буквально вытаскивал их на наше производство и давал возможность своими руками сделать плитку. Несколько десятков уже побывало у нас. Но реагируют дизайнеры, мягко говоря, вяло. Местный рынок к этому пока не готов. Кто-то считает, что у нас устаревшая, кустарная технология. Кто-то вообще впервые такую плитку видит. Для кого-то это слишком дорого, ведь на материалах всегда стараются сэкономить, особенно если речь идёт об интерьере ресторанов и кафе.

Но надежда на перемены к лучшему всё же есть.

До окупаемости ещё далеко, а планов много


Технологию с цементной плиткой мы уже отработали, в её качестве я уверен на 100%. Одна крупная компания в Москве около 20 лет импортирует такую плитку из Европы. Цены на импорт выросли из-за курса валют, и они начали искать местных производителей. Я показывал владельцу компании нашу плитку, и он сказал, что у неё «среднее качество»… Среднее между двумя французскими фабриками со столетней историей! 

Меня это вдохновило, конечно. Мы отпрессовали им всю палитру, теперь ждём обратной связи.
Производство мы продолжаем развивать. До окупаемости нам ещё далеко. Я даже не считаю вложения, потому что это одно расстройство, если честно. Например, основное это конечно пресс, он у нас даже слишком мощный для таких форматов. Но чем мощнее пресс – тем крепче плитка. Недавно я купил шлифовальный станок для новых экспериментов. Но цена «железа» ничтожно мала по сравнению с тем опытом, который мы приобрели за это время.

Сейчас в Европе в моде плитка «терраццо», постепенно она и у нас становится популярной. На её гладкой поверхности видны отшлифованные камень или стекло, заложенные в бетонную основу. Есть такая ассоциация — многим это напоминает плитку в советских поликлиниках, но там она грустная, по большей части белая мраморная крошка в сером цементе.

Мы активно экспериментируем на эту тему. Если брать красивый цветной камень и добавлять пигменты в цемент, то можно получать очень нетривиальные варианты. Сейчас нахожусь в активном поиске поставщиков интересного сырья — их, как оказалось, непросто найти. Будем продолжать расширять сознание соотечественников.

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости