Как в Перми работает единственная городская Социальная столовая

В Перми по адресу Крупской, 54 работает единственная в городе Социальная столовая. Больше года назад ее открыла руководитель приюта для кошек «Матроскин» Галя Море. Сегодня посетители столовой - это пенсионеры и люди без дома. Здесь они могут получить бесплатный горячий обед и помощь соцработника.

Галя Море рассказала ТЕКСТу, как пришла идея создать первую в городе социальную столовую, почему жители соседних домов были против ее открытия, и на какие средства существует проект:





Идея открытия социальной столовой пришла мне несколько лет назад. Где-то в 2016 году мы открыли небольшую инициативу «Фонд еды». Мы собирали продукты и передавали их малоимущим семьям, и это происходило прямо при приюте для кошек. Там у нас всегда находился небольшой запас продуктовых наборов для нуждающихся. 

Но в какой-тот момент я стала обращать внимание, что в Перми достаточно много бездомных людей, и что они не нуждаются в продуктовых наборах, а нуждаются в горячем обеде, потому что обед они сами приготовить не могут. 

Когда мы решили открыть социальную столовую, я поняла, что у нас в стране не очень развита эта инициатива. Есть передвижные пункты выдачи еды, есть социальные столовые при церквях. Но нам хотелось создать что-то светское, интересное, чтобы посетители могли есть в помещении, т.к. чаще всего в России выдают обеды на улице, но для Перми это неприемлемо, потому что большую часть времени у нас холодно.

Самая первая сложность – найти помещение. Я поняла, что мы всегда ищем помещения, которые не особо любят арендодатели. Но когда мы нашли помещение и готовились к открытию, то столкнулись еще с одной проблемой -  жалобами жителей местных домов. Они не понимали, как это будет работать, и жаловались на то, что мы в принципе существуем. 

Но сейчас с местными жителями нет проблем - они нас не трогают, мы их не трогаем. Ведь мы работаем непродолжительный отрезок в течение дня, и все делаем тихо, у нас нет никакого запаха, т.к. мы делаем так, чтобы еда для посетителей не унижала их достоинство. Это не просто похлебка, а красивый обед.  





В день мы принимаем от 100 до 140 посетителей. Бывают и очереди. Большинство людей уже приходит к открытию столовой и ждут. Но потоки у нас для удобства распределены - в начале дня приходят пенсионеры, которые чаще всего берут еду с собой, чтобы дома разогреть. А потом приходят посетители, у которых нет дома, и они могут оставаться в Социальной столовой на протяжении всего рабочего дня.  

Социальная столовая – это низкопороговая организация, и посетителям не нужно предоставлять никакие справки о нуждаемости. На данный момент столовая работает пока три раза в неделю с 13.00 до 17.00, но мы планируем перейти на пятиразовый рабочий день.

Наш повар – Альбина - работала раньше маляром, поваром, она умеет шить, стричь - такой универсальный работник. И она всю жизнь страдала от того, что она выполняет обычную работу, а ей хотелось сделать что-то полезное. Теперь, работая второй год в Социальной столовой, я вижу, что она на своем месте. У нее есть огромная свобода самовыражения как у повара, потому что у нас нет определенного меню и постоянно разные продукты - кто-то принес чечевицу, завтра подкинут сушеных грибов и т.д. 





Например, у нас есть компания, которая дарит нам ростки в салаты, и у нас было много негативных комментариев от людей, что «мы сошли с ума - какие еще ростки гороха мы добавляем в салат?». Но у Альбины есть творческая возможность подходить к приготовлению обедов, и потому меню чаще всего составляется рандомно. 

Себестоимость одного обеда (суп, горячее и булочка к чаю) у нас составляет от 70 до 100 рублей. Мы готовим все сами, даже хлеб и выпечку печем самостоятельно.

Все это время мы покупали продукты благодаря людям, которые неравнодушны нашему делу. Огромное количество людей просто приносило продукты в столовую. Есть люди, которые перечисляют средства на работу столовой. Но это достаточно сложный проект – немногие хотят перечислять средства в организации, которые занимаются людьми, переживающими бездомность, т.к. много стереотипов, касающихся их.  

Тогда мы рассказываем в соцсетях истории о наших посетителях, что это обычные люди, а не какие-то скатившиеся пьяницы, и что действительно у людей бывают сложные ситуации в жизни. 

Аренда и зарплата в столовой оплачивается за счёт грантовых средств – в последний год это Фонд президентских грантов. Но закупка продуктов всегда была на нас. Дефицит продуктов, конечно, бывает – были моменты, когда не удавалось достать достаточно продуктов, и приходилось тратить свои средства. Но мы надеемся как-то исправить эту ситуацию. Также мы начали развивать фудшеринг- это сообщество по обмену едой, которое тоже работает потихоньку.

Когда открывали социальную столовую, я мало понимала специфику работы. И мы поняли огромную потребность посетителей в социальном работнике. Мы же не можем просто накормить человека и отправить его на улицу, мы хотим помочь ему пережить эту бездомность. Это поиск жилья, социальных бесплатных услуг и психологическая поддержка человека в беде. 

Организации, которые работают с людьми, переживающими бездомность, руководствуются принципом «сначала дом, а потом решение всех проблем». Но пока мы не можем соответствовать такому принципу, когда организация предоставляет сначала жилье, а потом уже помогает. К сожалению, пока у нас нет достаточно средств на это, и может быть, это могли бы быть дальнейшие планы по развитию нашей столовой. Но мы тоже хотим начать поддерживать людей, например, какими-то гигиеническими наборами. 

Также нам бы хотелось большое пространство, потому что столовая сейчас маленькая, там тесно. У нас мог бы быть второй повар, и мы могли бы охватывать еще большие территории, т.к.  город нуждается еще в одной такой столовой. Еще есть планы увеличить количество наших социальных услуг. 

Меня часто спрашивают- как бездомные кошки и бездомные люди связаны между собой. И мы считаем, что дом должен быть у каждого.   
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ). Фото Максим Артамонов.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости