Как в Перми мог появиться свой Железный человек. История развития и закрытия пермского проекта экзоскелета

В начале лета в Пермском музее авиации появится новый экспонат — экзоскелет Stakhanov. Его придумала команда пермского инженера Игоря Фалина. Лёгкая металлическая конструкция, которую надевает на себя человек, помогает без усилий поднимать тяжести и управлять такими инструментами, как перфоратор или гидравлические ножницы. Stakhanov сравнивают с костюмом Железного человека, только весит пермский каркас гораздо меньше.

Экзоскелет мог бы применяться на производствах самого разного типа, от нефтяного до медицинского. Но разработка его остановлена. «ТЕКСТ» узнал, почему развитие проекта прекратилось, как Stakhanov оказался в музее и есть ли у экзоскелетов будущее в российской промышленности.




Проект с очень индивидуальным подходом


Прототип пермского экзоскелета был придуман в 2015 году. Это пассивная конструкция, которая работает без приводов и моторов, действует она за счёт противовесов. Вес инструмента или предмета, который нужно поднять, распределяется по металлическому каркасу, и человеку требуется на управление совсем немного усилий. Например, надев такой экзоскелет, можно запросто работать с 15-килограммовым инструментом.

Конструкцией интересовались самые разные компании, в том числе такие крупные, как «Норникель», «Металлоинвест», концерн «Калашников», «ММК», несколько компаний из нефтедобывающей и перерабатывающей отрасли и поставщик медицинского оборудования. «Я с ними общался, рассказывал про технологию. В некоторых случаях пассивные экзоскелеты компаниям не подходили, задачи были для активных. Некоторые хотели взять образцы на тест. Другие просто консультировались: что это за конструкция и нужна ли она им?», — рассказывает Игорь Фалин.

Образца для теста у команды инженера не было: пассивный экзоскелет необходимо разрабатывать под конкретный вид работ, и учитывать эргономику процесса. Идеальным вариантом было бы тестирование сразу на предприятии, для которого создаётся конструкция. Её разработка и доведение до финального варианта — дорогой и долгий процесс. Кроме того, нужно проводить испытания и накапливать данные о том, что экзоскелет безопасен в работе и экономически эффективен.




Долгие поиски и сомнительные риски


Для крупных компаний брать на себя проект, вкладывать средства и деньги в разработку продукта, полезность которого ещё не определена —сомнительная ответственность. Пермские разработчики понимали, что есть много других проектов, которые предприятия отсматривают в других отраслях, где экономическая выгода более понятна и очевидна, чем от внедрения экзоскелета.

В августе 2018 года они приняли решение остановить работу с прототипом Stakhanov. «Необходимо было решать: либо заниматься проектом, перспективы которого были неизвестны, либо развиваться в основной деятельности (product management) и переезжать в Москву для смены работы», — вспоминает Игорь. Он выбрал переезд в столицу, где и живёт сейчас.

«Если честно, я перегорел от проекта. Когда долго не доходишь даже до небольшого результата, идея уже не кажется восхитительной и тяготит», — признаётся инженер.

В последнее время его интерес к экзоскелету поддерживался за счёт возможности рассказывать людям об этой технологии. Ему нравилось участвовать в образовательных мероприятиях и давать частные консультации. Многие компании просили рассказать им про экзоскелеты: эта технология интересна, о ней много говорят, но для большинства она по-прежнему ассоциируется только с фантастическими костюмами супергероев.

«Я думаю, на начальном этапе мне не хватило рисковости, чтобы раскрутить продукт на хайпе. Поднять инвестиции и сделать прототип, — объясняет Игорь Фалин. — Тогда я не мог взять ответственность за ребят, занимавшихся со мной проектом, чтобы они уволились со своих работ и занялись проектом на полное время. Я думал: что я буду делать с ними, когда закончатся деньги? Это же из-за меня они пошли на риск».

Есть ли будущее у экзоскелетов


Несмотря на сложности с внедрением экзоскелета, компании продолжают интересоваться им. Инженер получает обращения с просьбами рассказать подробнее о проекте даже сейчас. По его словам, в России эта тема даже набирает популярность.

Сейчас Игорь Фалин продолжает консультировать предприятия по теме промышленных экзоскелетов и даёт экспертные обзоры журналистам. А на вопрос о том, может ли он вернуться к этой идее и есть ли у прототипа  будущее он отвечает: «Зарекаться не буду, но, если будет возвращение к теме экзоскелетов, то в другом формате».

А пока Stakhanov должен появиться в Пермском музее авиации в качестве экспоната. На его примере здесь будут рассказывать, что в Перми занимаются разработкой необычных вещей. Посетители смогу взаимодействовать с экзоскелетом. Его можно будет примерить, правда, поскольку он настаивается под определённый рост, надеть его сможет не каждый.

Ольга Богданова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости