Как успешно противостоять коленкам телеведущих. Секреты Голливуда

Борис Майоров специально для Casual Friday.


Высокопоставленный пермский начальник на экране моего телевизора распекает очередного подрядчика. Сцена разворачивается «на объекте», вокруг чиновника кучно стоят no-name дяденьки с озабоченными лицами, замерзшие журналисты сдвинули микрофоны в кучу. 
 
Все идет по плану: «дал жесткую оценку», «обозначил конкретные сроки», «поручил ежедневно контролировать». Очередной эпизод работы «крепкого хозяйственника». 

Но если бы организаторы этих бесконечных сюжетов на секунду заглянули ко мне в голову, их ждал бы крайне неприятный сюрприз. Мои симпатии совсем не на стороне начальника. Он меня бесит. Я вижу сытого, нарядного, типичного «начальника», забежавшего на полчасика на объект: проорется, после чего, наверное, поедет обедать. 

Если поискать корни этого ощущения, то выяснится, что эмоционально я ассоциирую себя… с подрядчиком. Мне, как и большинству наемных менеджеров, знакома такая порода руководителей: переделать все к завтрашнему утру! И удаляется обедать. 
 
Я не вижу никакой искренней заинтересованности «начальника» в запуске «объекта». Если он душой болеет за проект – где он раньше был? Что он лично вкладывает в эту работу? Время, реальные усилия? Почему не говорит, например, «я буду к вам ездить каждый день, я готов что-то сделать».

Давать поручения – самая легкая работа в мире. 

В общем, с точки зрения завоевания моей лояльности – полный провал.

Я специально избегаю какой-либо конкретики, связанной с «начальником» - героев этого сюжета может быть 3-5-10 человек. Сами подберите фамилии, тактика у них в последнее время ничем не отличается. 

Но как же мог произойти такой пропагандистский провал? Почему так мало непротивных людей в наших телевизорах? Ну и раз на то пошло, почему губернатор чуть не проиграл коленкам телеведущей по уровню внимания зрителей прямого телеэфира?

Для поиска ответов на эти вопросы посмотрим на них с неожиданного ракурса. Помните фильм «Хвост машет собакой» - там голливудский продюсер блистательно провел предвыборную кампанию кандидата-неудачника. Повторим этот эксперимент – возьмем методику работы голливудских сценаристов и наложим на нашу реальность. 

Превосходная книга о написании сценариев кинодраматурга Роберта Макки нам поможет. 
 
Текст и подтекст

Старая голливудская поговорка гласит: «Если сцена рассказывает о том, о чем рассказывает, у вас серьезные проблемы».

Это очень важно понять: то, что говорит персонаж – лишь часть коммуникации. Она находится в пространстве подтекста – сложившегося «понимания» ситуации и героя. Подтекст формируется разными системами, в том числе визуальными, ассоциациями, предысторией и т.д. Текст – это когда я слышу, что говорит герой, подтекст – когда я понимаю, почему он это говорит. Вспоминая сцену с которой начинается эта колонка – начальник искренне болеет за объект или просто цинично ищет крайних? 

Контролируя подтекст, можно творить чудеса, превращая своего героя в неуязвимого для критики персонажа, а противника, наоборот – в бессильного человека, который чтобы ни делал все равно противный жулик. Потому, что в первом случае мы знаем, что весь негатив, например, идет для того чтобы подобраться к бюджетным деньгам и герой – последняя преграда для жуликов. Во-втором, мы-то знаем, что его цель «откэшиться», на остальное - наплевать. 

В качестве примера подмены подтекста понаблюдайте, как в последние месяцы оппоненты Басаргина пытаются внедрить мысль «все отдаст варягам, вся цель только в этом». 
 
Если проигрываете битву за контекст – проигрываете все. 

Раскрытие героя

История начинается только тогда, когда что-то пошло не так. Когда герой не может получить того, что хочет. «Захотел построить аэропорт – раз и построил». Это не история. Это никуда не годится.

«Истинный характер проявляется в выборе, который человек делает под давлением, - чем сильнее давление, тем ярче проявляется характер, его сущность показывается более правдиво. Каков выбор, таков и он», - объясняет Макки. 

Депутаты не приняли проект приватизации аэропорта? «Какая плохая новость», - может подумать председатель правительства. «Ура!», - должен подумать герой и глава его PR-департамента. «Музыкой истории является конфликт», - подначивает Макки.

Возможно, большинству из нас, специалистов по коммуникациям, стоит перестать бояться публичных конфликтов (я боюсь) и научиться извлекать из них энергию и пользу. 

Как возникает симпатия к герою

Симпатия и сопереживание герою ничего общего с его «симпатичностью» не имеют. Здесь, если верить Макки, действуют другие механизмы. 

«В главном герое зрители раскрывают близкие им человеческие качества. В такой момент узнавания человек неожиданно, не отдавая себе отчета, желает увидеть как герой все-таки добьется своего, чтобы это ни было. Аудитория идентифицирует себя с глубоким характером и теми присущими ему внутренними качествами, которые проявляются в результате выбора, сделанного под натиском сложных жизненных обстоятельств», - объясняет Макки. 

Какие качества нам демонстрируют пермские герои? В большинстве случаев, затрудняюсь сказать. 
 
Пустые сцены

Каждая сцена должна приносить изменения. Без изменения – сцена не нужна, - твердит Макки. 

В нашем случае это касается массы сюжетов, которыми грешат политики средней руки. Совещания, встречи, поручения. Вам, наверное, знакомо подспудное ощущение бессмысленности этой «информационной жвачки». Что в моем городе стало лучше? Нет изменения – нет сцены. Хватит нас кормить ерундой.

Качественная работа с силами противодействия

Особую энергию истории, вес персонажу придают противодействующие силы. В мощи и силе антигероя кроется источник энергии для героя. Вспомните, классический пример Штирлица, противостоящего очень умным фашистам. Никаких комических злодеев. 

Ну а какие антигерои у наших героев? Судя по публикациям газеты «Пермское времечко» - рвань да жулье. Макки был бы очень, очень недоволен. 
 
Знание форматов

Теперь о коленках. 

Нужно хорошо понимать законы разных жанров, - вбивают в головы голливудских сценаристов. Нельзя позвать зрителей на детектив и обойтись без убийства. Вы должны показать убийство, да так обставленное, как зрители еще не видели. Уау!

В чем смысл формата «прямой эфир»? В риске, остроте, несрежиссированности выступления. В ходе прямого эфира что-то должно случиться. Острая фраза, совершенно неожиданная ситуация -как выкрутится герой? Нельзя прийти отвечать на вопросы и просто ответить на вопросы. Это не история. Это так скучно, что любые коленки в кадре могут перехватить внимание засыпающих зрителей. 
 
Вот такой Голливуд получается. Как же со всем этим работать? Макки подсказывает – очень просто: нужно собраться и смотреть в экран монитора… пока на лбу не выступят капли крови.

Casual Friday - авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе.
Проект выходит при поддержке группы Мой город Пермь.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости