«Школьный ресторан» и другие приемы борьбы с эмоциональным выгоранием педагогов

Работа с людьми, большая часовая нагрузка, рутинная бумажная  и зачастую бесполезная работа с отчетами – всё это  способствует эмоциональному выгоранию учителей, -  говорят пермские психологи. 

Чтобы  поддержать учителей в их нелегком труде,  они  решили разработать систему нематериальной мотивации. Сегодня такая система работает в школе «Мастерград», созданная  школьной  психологической службой. 

Руководитель службы Константин Обшаров рассказал ТЕКСТУ, как психологи помогают учителям справиться с эмоциональным выгоранием и зачем педагогам нужны баллы, супервизия и дни развития:




Школьный ресторан, бесплатный кофе и массажное кресло


Сутью системы является то, что педагог в школе – это не только профессионал, но и  человек со своими потребностями.  В связи с этим  в школе была введена система бонусов.  Баллы распределяют не директор или завуч, а сами учителя.

Примерно раз в полтора месяца педагоги школы собираются в одном месте и начинают хвалить друг друга. Они начинают  признавать достоинства друг друга, замечать какие-то профессиональные и человеческие значимые поступки. Любой учитель может выйти в круг и сказать, что он хочет поблагодарить такого-то человека. Он приглашает коллегу в круг, говорит эти слова, может пожать руку. То есть выразить свое отношение не только словами, но и вербально.



 

Когда все, кто хотел, высказались, наступает этап распределения баллов. У каждого педагога есть 20 баллов, которые оставить себе он не может, а только отдать другим. После общественного признания баллы подсчитываются психологом, и публикуется таблица. Дальше педагоги заказывают на эти баллы бонусы.

Сами бонусы -  разные по стоимости. Например, один из самых дешевых бонусов (20 баллов) – это бесплатный кофе, мороженое или выпечка в столовой, а также массажное кресло в кабинете психологов.  Есть такой бонус как фотосессия в школе или чайная церемония.  Один из больших бонусов (100 баллов) –  это посещение «школьного ресторана». Педагогу выдается дополнительное меню в столовой, где представлены более сложные блюда. Он выбирает, заказывает и в назначенное время  вместе с коллегой приходит на обед. Для них накрывается и сервируется отдельный стол и работает официант. 

День развития, или  отдыхательно-восстановительные практики


Мы как психологи понимаем, что для педагога важно развиваться. В прошлом году мы пытались для учителей ввести различные практики  и тренинги для развития. Но на них почти никто не приходил. 

Поэтому еще одно нововведение от нас – это день развития. Суть состоит в том, что раз в каникулы выделяется день, когда у педагогов нет никаких совещаний, отчетов. Этот  день посвящен различным мастер-классам, тренингам и практикам. Они могут быть двух типов - либо такими отдыхательно-восстановительными, либо развивающими. И на такие мастер-классы мы приглашаем людей со стороны на интересующие нас темы. 





Что не менее важно -  большую часть мастер-классов проводят педагоги для своих коллег. Я столкнулся с тем, что коллеги стесняются, что они часто не понимают, как свой опыт превратить в мастер-класс, боятся «выпячивать» свой опыт. Я думаю, что эта работа по рефлексии своего опыта важна как для человека, который проводит мастер-класс, и для тех, кто его посещает. 

Педагогическая супервизия 


В этом году мы внедряем супервизию. Супервизор - наставник для психолога. То есть профессионал, который обсуждает с психологом его практику, где встречаются сложности. Благодаря такой работе психолог становится более устойчивым в своей практике. Я как психолог видел, что  учителям тоже нужна супервизия.

В этом году мы стали проводить супервизию парой. Один человек в паре - психолог, один человек- наш методист  Ирина Яковлева, зам.директора по учебно-воспитательной работе. Поначалу мы выходили на уроки, смотрели, как учитель проводит занятие, а потом обсуждали с ним. Но результатом я был не очень доволен - складывалось впечатление, что мы вежливо пообщались с педагогом,  и на этом все закончилось. Учитель делает вежливое лицо, что он все понимает, но ничего не двигается с места. 

После этого мы изменили практику. Прежде чем выходить на урок к учителю, мы приглашаем его на встречу, рассказываем о супервизии, что наша задача - не контролировать, а помогать учителю в сложностях. И после этого учителя сами стали рассказывать, где у них не получается, какие конкретно классы доставляют им  проблемы.

И мы стали в эти классы выходить, смотреть и давать коллегам  обратную связь, какие мы увидели достоинства и проблемы  в проведенном уроке. И они в конце разговора принимают решение, что изменят в уроке, в какую сторону будут развиваться дальше. Надеемся, что благодаря практикам, наши учителя  будут  довольны своей работой и своей жизнью на работе.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости