Как провести фестиваль и не сесть в тюрьму

Алина Комалутдинова, специально для Casual Friday.


Фестиваль — это худший способ заработка, как все разовое и временное, зато самый действенный для наработки имени организатора. «Белых ночей» уж нет, зато все помнят, кто их делал. «Дягилевский фестиваль» удивляет зрителей из года в год, и они знают, кто за всем этим стоит. И частных фестивалей, которые проводятся без участия бюджетных денег или с минимальным привлечением, не становится меньше. Нынешнее лето тому подтверждение. Уже третий год в Перми проходит масштабный летний Red Fest, продолжает работать фестиваль «Мосты», даже маленький «Фестиваль сладостей» в Добрянке собирает сладкоежек со всего края. Другими словами, «скептики посрамлены».

Пермские организаторы фестивалей говорят, что этим летом к ним стали обращаться за консультациями по проведению подобных событий. «Почти каждый хочет сейчас делать фестиваль, это мода времени... или даже дань времени. Госкомпании делают корпоративы в формате фестиваля и только богу известно, что имеется в виду. Все рынки, ярмарки, пикники и прочие действа на открытых площадках называются «фестиваль». Еще чуть-чуть и слово «фестиваль» выйдет из моды как «черный бургер». Поэтому, если что-то хочется сделать, можно позиционировать или назвать это как-то еще для идентификации будущего бренда», — советует один из организаторов фестивалей в Перми. Если посмотреть глазами гостя, кажется, ну что такого, сделать подобное событие? Несложно. Но на проверку оказывается, что это требует нескольких месяцев подготовки, нервов, да и вообще может оказаться рисковой затеей. 




Как все организовать


Во-первых, бюджет. Фестиваль — это история не всегда про большие бюджеты и огромные толпы людей. Можно начать с малых форм, тогда организовать активность без денег бывает даже интереснее: когда люди знают, что с организаторов нечего взять, предлагают помощь искренне. «Если хочется делать фестиваль, нужно делать. И вы удивитесь, сколько добрых людей вокруг», — поделилась как-то одна из бывших организаторов «Фестиваля сладостей» в Добрянке Мария Брезгина. В 2014 году она вместе с командой провела фестиваль всего за 180 тыс. руб. Другой подход к поиску денег — найти спонсоров или попробовать выиграть грант на проведение от городских властей. В любом случае важно понимать экономику события: платят участники за место, платят партнеры и будут ли платить гости за вход.

Во-вторых, важен выбор площадки. Это должно быть место, куда несложно добраться, или же оно должно стоять на потоке, как было с зимним Wonderfest в ЖК «Виктория». 





В-третьих, сбор гостей. В помощь идут соцсети, но они не дают гарантии, что, например, если ты позвал гостей в Facebook, то сразу все пришли. «Это межканальный микс: люди увидели одно, услышали другое, обсудили третье и в итоге захотели», — говорит один из организаторов Red Fest Константин Няшин. По его словам, не стоит сильно доверять и аналитике в «Вконтакте». Те люди, которые подтвердили, что они точно пойдут, не факт, что в итоге доберутся до фестиваля. Собрать людей в одном месте можно, организовав им качественную и необычную еду и уникальные активности. Удивить. Привезти известных хедлайнеров. Накормить едой, которую они не встретят в городе. «Как у всех разовых событий, здесь главная цель — донести до людей, что если они остались дома, то сглупили и прожили день зря», — говорит один из организаторов. 





Если это летний фестиваль, и он проводится на открытом воздухе, то число гостей зависит от погоды и от реакции «лидеров мнения». В дождь не будет аншлагов.

В команду организаторов лучше позвать «визионеров» и «делателей»: первые помогут привлечь больше аудитории, снимут ролики, выложат посты в соцсетях, словом, придумают, как лучше событие продвинуть. А вторые его сделают.

Почему главное не сесть в тюрьму


В-четвертых, безопасность. При организации фестиваля лучше получить максимальное число согласований — согласовывать «все со всеми». Например, лучше всего иметь договор с площадкой проведения. Свои риски есть в работе с контрагентами. «Если ты их знаешь хорошо — это одно, если ты им даешь предоплату — другое. Но если ты нашел их в интернете и возлагаешь на них большие ожидания, это опасно», — говорит Константин Няшин.

Среди рисков, которые стоит учитывать организаторам, главные — это возможность разных чрезвычайных происшествий. Ее нужно постараться свети к минимуму. Например, что кто-то на фестивале пострадает, покалечится, отравится или спровоцирует драку. Также ветер может сдуть временные конструкции на людей и машины, и потом придется со всем этим разбираться.

«Все немножко волнуются», — так можно описать состояние организаторов накануне фестиваля. Хватит ли еды, хорошо ли поторгуют участники, придут ли люди, повезет ли с погодой (если это open-air), не подведет ли аппаратура. Даже если в кармане примерный бизнес-план и смета, всегда есть вероятность, что что-то пойдет не так. Бывалые говорят, что сильно зацикливаться на переживаниях не стоит, ведь тогда можно упустить самое важное — само удовольствие от праздника, на который все собрались. Дерзайте все те, кто задумал сделать фестивали, маркеты, рынки, концерты и праздники! Для Перми их много не бывает.

Casual Friday – авторские колонки на свободные темы по пятницам в ТЕКСТе. Если Вы хотите написать для нас колонку – свяжитесь с редакцией.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости