«Сначала были страх, паника и неразбериха»

Последняя учебная четверть в этом году прошла в экстремальных условиях. Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью и проверкой на прочность для многих педагогов, детей и родителей. Подобного опыта система образования еще не знала не только в Перми, но и по всей стране.  

ТЕКСТ решил узнать, как прошла «дистанционка» в Перми, как справлялись с новыми условиями учителя и родители и насколько они были готовы к таким нововведениям.  Своим взглядом и личным опытом поделились пермские педагоги и родители: 




Дарья Дягелец, учитель истории, руководитель Студии педагогической поддержки


Меня не пугал переход на дистанционное обучение, т.к. я постоянно осваиваю в работе цифровые технологии. Но тревожили ограничения семей без устройств или интернета. Понадобилось ещё время для выстраивания работы, пока детей снабдили техникой.

Возможно, главный вызов - это изменение роли учителя в онлайн формате. Самым сложным было наладить контакт рeer-to-peer (равный-к-равному), потому что для некоторых ребят наступил «час расплаты». Учителя, давившие на ребят в очном формате, стали жертвами интернет бомбинга и троллинга в  соцсетях.

Ещё одной проблемой было несоизмеримое огромное домашнее задание. В школе, где учится мой младший брат, учителя отказались выходить в онлайн конференции, и почти все уроки  были через домашние задания.  Например, нужно было «выписать из учебника всех упоминающихся римских императоров с датами правления». Мотивация, как несложно догадаться, пробила дно. Так что в тех школах, где не было онлайн конференции, засчитать родителям месяцы дистанционного обучения как педагогический стаж кажется мне справедливым.

Ещё одна проблема - отсутствие навыков управления временем у многих детей, прокрастинация. Да и мотивация была слабая. Слишком много платформ, задания в разных местах - несложно запутаться. Но в  администрации нашей школы достаточно быстро решили, как именно будут идти уроки. После первой тяжелой недели непривычного формата работа наладилась.

Мы с коллегами из «Студии педагогической поддержки» совместно с ИТ-Университетом проводили с февраля обучающий курс - конкурс «Цифровой конструктор урока». Но мы и предположить не могли, что эта тема станет такой актуальной. А когда проверяли работы, радовались невероятно творческим находкам. Мне кажется, что будущее у дистанционного обучения однозначно есть, но сначала необходимо качественное обучение учителей. Только не «сверху вниз» (оно часто оказывается бессмысленным), а через рабочие группы. Успех нашего конкурса был как раз именно в этом - учителя разрабатывали ровно то, в чем сами нуждались.

Алена Лузина, учитель русского языка и литературы, куратор пермской акции помощи детям на дистанте «Задачка со звездочкой»


2020 год преподнес много сюрпризов, в том числе в сфере образования. Дистанционное обучение, о котором грезили как ученики, так и педагоги, оказалось на практике не таким уж и радужным. И это не только отсутствие технической базы, когда один компьютер в семье на двух учеников, а ещё родители, переведённые на удалённую работу. Многие оказались эмоционально не готовы перейти на дистанционное обучение. Все в online: уроки, классные часы, родительские собрания, совещания, форумы и т.д. Человеку, привыкшему к общению в offline, справиться с этим было действительно не просто.

Могу предположить, что тяжелее всех пришлось родителям. Педагоги, в силу своих знаний, связей и взаимопомощи смогли достаточно быстро влиться в новую реальность. Нынешние школьники и студенты - это поколение, родившееся в эпоху технологического бума, что тоже обусловило быстрое влияние и отчасти интерес к новому формату. Но огромное количество родителей, которые спрашивали о том, как зайти на ту или иную платформу, сыграло не на пользу в этом случае. Переход на online обучение они восприняли, как перенос на них функций педагога, в то время как на самом деле от них требовалась только организация учебного пространства.

В итоге всем пришлось адаптироваться к новым реалиям, и время давно их диктовало. Это мы старались их откладывать. Но школа как любое социальное явление должна развиваться, меняться, адаптироваться. Больше откладывать нельзя.

Потому дистанционному обучению быть на 100%. Сложно сейчас сказать как именно. Это может быть семейное обучение, базовые предметы в старших классах, краткосрочные курсы, комбинированные уроки, домашнее задание в дистанционном формате и многое другое.

Я думаю, что online и offline обучение теперь будут существовать в симбиозе, что принесет пользу каждому из форматов. Однако нам еще многому всем предстоит научиться: регламентировать свое время для нового формата, познакомиться с правилами этикета в соцестях, уважать участников нового образовательного процесса и помнить об их личной жизни. Согласитесь, что писать педагогу в 12.00 ночи и ждать, что он тут же вам ответит, мягко сказать, не совсем корректно. Сегодня  в сети ходит много шуток на эту тему. Ну а я, в свою очередь, жду сентября и надеюсь встретить своих учеников на уроках не в виртуальном, а реальном мире.

Наталья Калинина, мама трех школьников


Знаю, что у учителей  сначала были страх, паника и неразбериха. Опыт был новый, много чего оказалось на, так сказать, откупе родителей. То есть у большинства детей родители сидели на всех уроках. Шумели, давали указания, высказывали претензии и пр. То есть учитель оказался полностью открыт перед родителями. Никаких секретов за закрытыми дверьми класса - всё на виду.
 
Сложность еще была в том, что не было единой платформы и единообразия требований. Одному «домашку» через скайп, другому -  по «электронке». Потом, правда, родители  навели порядок более - менее. Заставили некоторых учителей перейти в «зум», некоторых вообще отказаться от прямых эфиров, только письменные задания.

Также к концу учебного года сильно поменялась позиция учителя по отношению к ребёнку. Вот раньше как – «ребёнок не сдал, потерял - двойка».  Не было ясно, именно ребенок потерял работу или учитель.  На  дистанте  учителя сначала  не соглашались, что по их причине могли потеряться работы. Но под конец четверти выяснилось, что примерно четверть работ терялась, причём работы отправляли родители и им не предъявить: «Ты все врёшь, ты просто не сделал». Самое смешное, что работы терялись именно у тех же учителей, что и в реале, но теперь это уже было не двойка в журнал, а «технический сбой, пришлите ещё раз». Некоторым по три раза работы посылали.
 
Темы мои дети понимали легко, проблем с освоением материала не было, времени и усилий уходило в разы меньше. Технически  мои дети (2-5 класс) справились с платформами и компьютерами, никто не кричал: «Мама, куда нажимать?». Зато у учителей, наоборот, образовался завал. Они вроде и дома, но сутками сидели за компьютером. Тетрадь проверять видимо быстрее, чем через электронку потом писать резюме с оценкой и отправлять.

В целом, было много  непонятного и скомканного, но плохого на самом деле не было. Было скорее сильно непривычно. 

Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости