Как пермский учитель решил внедрить финский опыт в своей школе

Денис Кашин – учитель технологии в школе «Точка» и  единственный  учитель-мейкер в Перми. Этой зимой он стал одним из победителей всероссийского конкурса педагогов-новаторов «iУчитель».

Недавно Денис  вернулся из Финляндии, где  проходил стажировку.  За неделю в Хельсинки он побывал в трех местных школах и решил внедрить  опыт  финских педагогов в Перми. 

Денис Кашин рассказал ТЕКСТУ, зачем финские дети прыгают на уроках в классики и какой финский опыт можно применить в пермских  школах:  




Кто такой учитель-мейкер и чем он отличается от обычного «трудовика»


Учитель-мейкер обучает детей самым разным вещам, связанным с дизайном, изготовлением и производством. Он учит детей двигаться от идеи к ее воплощению, т.е. не просто обучает, но и воспитывает будущего предпринимателя. Его уроки выходят за пределы кабинета, он не следует строго по учебному плану, а действует интуитивно. Он не просто инструктор, а наставник.

Финская система образования - это та же советская


На первый взгляд финская школа совсем другая. Много света, пространства, хаотично расставленные столы и стулья. Дети, сидящие закинув ноги на парты. В наушниках, в шапках, в куртках. Но, начав общаться с педагогами, понимаешь, что финская система образования - это та же советская. Только больше ориентированная на человека.

Здесь есть домашние задания, отметки выставляются по 10 - бальной шкале. И в основном это не отметки, а оценки в формате обратной связи. Учитель объясняет ученику, что он сделал хорошо, а на что ещё стоит обратить внимание. Программа 10-11 классов у них точно такая же, как и в России. 



Библиотека в финской школе


В некоторых школах дети ходят босиком, а учителя в домашних тапочках 


Одежда и обувь разбросана или лежит горой в углу, и это никого не смущает. На занятиях ребята старшей школы сидят с ноутбуками – никаких тетрадей и учебников. В начальных классах учатся на основе феноменов, а до 9 класса проходят «проектные дни». Например, на одном из таких дней дети изучали феномен Балтийского моря. Сами разделывали настоящих рыбок и очищали воду от нефти. Чтобы дети не скучали, после каждого решенного примера они могут попрыгать в классики в коридоре или полазать по небольшому скалодрому. 

Сложилось впечатление, что до 9 класса учеников абсолютно не принуждают к учебе. Не хочешь учиться - не беда, пойдешь в колледж и получишь рабочую профессию. Но вот если захочешь попасть в университет, то остаешься в 10 классе на столько лет, на сколько потребуется, после чего сдаешь экзамены в 11 классе.



Класс биологии в финской школе

Внедрить финский опыт в пермских школах вполне реально  


Но нельзя забывать, что  финских детей с рождения приучают к толерантности, вежливости, спокойствию, уважению к себе и окружающим. Во  многом своими успехами финны  обязаны менталитету и воспитанию. Это позволяет им иметь систему образования, основанную на свободе. 

Внедрять финский опыт в своей школе я начну, конечно, со своих уроков. Это свобода творчества, никакого сравнения, креативность и т.д. Апробировав это в рамках своего класса, я предложу администрации, а затем, возможно, и другим школам те результаты, которые у меня получились.  

Я хочу привязать образовательную программу к реальному миру


То есть это не просто какие-то абстрактные примеры, уравнения или абстрактная заготовка из дерева, а конкретные изделия и вычисления, которые ученики в будущем  могут применить при ремонте.  Например, чтобы рассчитать, сколько обоев им понадобится на стену в квартире и все в таком духе. 

Еще я хочу внедрить у нас одну из главных задач финского образования - активизацию школьников. То есть активизация их на творчество.  Не загонять их  в рамки, а позволить им самим творить, самим мотивировать себя, самим понять, зачем им нужно это образование и конкретные задания, которые они сейчас выполняют. 
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости