Как пермские айтишники придумали «торренты для онлайн кинотеатров»

Сегодня платформу Тeleport, придуманную пермскими айтишниками, тестируют российские онлайн кинотеатры с многомиллионной аудиторией. Сами разработчики мечтают обеспечивать интернет-трансляции Чемпионата мира по футболу в 2018 году и работать с крупнейшим американским интернет-кинотеатром Netflix. Почему у них это может получиться?


Весной 2011 года пермский айтишник Андрей Клименко прибыл в Техас для участия в конференции по высоким технологиям SXSW. Тогда он еще не знал, что там выступит легендарный создатель протокола BitTorrent и BitTorrent Live Брэм Коэн и своим рассказом о «торрентах для онлайн кинотеатров», буквально, вдохновит его на создание сервиса-конкурента.

Братья Андрей и Алексей Клименко, а также их друг Дмитрий Шуваев придумали сервис для онлайн кинотеатров Teleport, когда за плечами уже был приносящий прибыль сервис по блокировке нелегального видео Piratepay. 

Все началось с того, что крупнейший американский интернет-кинотеатр Netflix задумал снизить затраты на транспортировку видео и объявил о поиске специалистов, работающих с p2p-протоколом, дословно «от пользователя к пользователю»: чтоб пользователи не качали видео с одного сервера, а предавали файлы легально друг другу. Это вдохновило Андрея, Алексея и Дмитрия на создание проекта Teleport («Телепорт») — платформы распределенной защищенной доставки потокового видео в сети. 

Обычная доставка видео в интернете работает так: пользователь нажимает кнопку Play, его браузер или приложение соединяется с выбранным сервером и получает от него весь видеофайл по кусочкам. Когда один фильм, например, первую серию шестого сезона «Игры престолов», одновременно приходит смотреть миллион человек, с сервера выкачивается миллион копий одного и того же видеофайла. «Какой бы хорошей ни была возможность отдачи данных с сервера, у нее есть свой предел», — говорит Андрей Клименко. 



Решение BitTorrent Live Брэма Коэна подсказало будущей команде «Телепорта» выход – использовать распределенную доставку контента не с серверов, а от ближайших пользователей, которые одновременно смотрят этот же контент. 

Сама идея распределенной доставки не нова – несколько компаний в мире предлагают подобные решения. Но ни одна из них не предложила дополнительное, но критически важное для правообладателей свойство: разметку контента «водяными метками». Это – незаметные глазу особенности изображения, которые помогают идентифицировать каждую копию и ее зрителя. «Без них p2p доставка контента всего лишь удобный, но не безопасный канал доставки», — рассказывает Андрей.

Из опыта Piratepay разработчики знали, что без меток у их p2p-решений не может быть клиентов уровня Netflix. Они изобрели и запатентовали способ интегрировать водные метки в p2p-протокол. «По желанию, правообладатель может включить «водяные метки», чтобы каждый пользователь получал уникальный видеофайл, и все равно обменивался им с другими пользователями», — говорит Андрей Клименко.

Teleport создан специально для онлайн кинотеатров. Разработчики говорят, что интеграция сервиса с существующими платформами будет не сложнее настройки Яндекс.Метрики. Для зрителей онлайн кинотеатров с внедрением Teleport ничего не изменится. «Пользователь будет так же запускать проигрывание видео и наслаждаться фильмом, без лагов, задержек и на максимальной скорости. Только вот его плеер будет соединяться не с сервером, а с такими же плеерами других пользователей, смотрящих такое же видео», — пояснил Андрей. 

Первая тестовая версия Teleport сервиса была готова в июне. Сейчас он проходит тестирование на платформах двух крупных российских онлайн кинотеатров с многомиллионной аудиторией. 

Над проектом работает созданная Андреем, Алексеем и Дмитрием компания ООО «Телепорт Русь». Сегодня в ней трудится 5 человек, в ближайшем будущем штат расширится до 10. Зарабатывать «Телепорт» планирует на передаче контента между браузерами пользователей. Разработчики говорят, что новая технология кратно удешевит доставку видео — стоимость передачи 1 ГБ составит 20-30 копеек.

«Мы ставим для себя большие цели — расти, укреплять команду лучшими специалистами, развивать технологию, обеспечивать интернет-трансляции Чемпионата мира по футболу в 2018 году, работать с Netflix и выходить на крупнейшие рынки Китая, Индии, США, — говорит Андрей Клименко.

Алина Комалутдинова (ежедневная пермская интернет-газета ТЕКСТ). Новости Перми, авторские колонки и обзоры на сайте chitaitext.ru.
Подпишитесь на нас в Яндекс.Новости и соцсетях
Яндекс Новости