Как начиналась история поезда «Кама», и почему с брендом решено было расстаться
75 лет назад в первый рейс отправился образцовый комсомольско-молодежный поезд Пермь – Москва. Впоследствии поезд стал именоваться «Камой», а в 1967 году получил статус фирменного. Впервые поезд «Кама» был отменен в 2010 году, но через 6 лет временно возращен - в итоге бренд не удалось сохранить, и он все же ушел в историю.
ТЕКСТ решил вспомнить, как начиналась история «Камы», когда поезд стал визиткой пермяков и почему с брендом решено было расстаться.
Поезда из Перми до Москвы ходили и в довоенное, и в военное время. Первые составы доставляли пассажиров в столицу почти двое суток, затем время в пути сократилось в два раза. В послевоенные годы Пермская железная дорога не раз подвергалась критике со стороны пассажиров – не соблюдалось расписание поездов, следующих до Москвы. Вот тогда и решено было пустить образцовый состав. Им стал комсомольско-молодежный поезд «Пермь – Москва», первый рейс которого состоялся 25 августа 1947 года.
Впоследствии номер поезда постоянно менялся: сначала как 51/52, затем 88/87. В 1967 году «Кама» стала фирменной, и официальным днем рождения поезда стала считаться именно эта дата. С вокзала «Пермь-2» он стал отправляться под марш «Прощание славянки», звучащий из репродукторов.
Марш был написан в 1912 году штаб-трубачом Василием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны. Позже он стал национальным маршем, символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальнее путешествие.
В 1950-е годы в Советском союзе под марш стали отправляться поезда до Москвы. Эта традиция началась со времен пуска между Москвой и Ленинградом поезда «Красная стрела», а затем распространилась и на другие города, в том числе Пермь.
До 1972 года поезд «Кама» под номером 88/87 отправлялся с Курского вокзала Москвы, затем с Ярославского. В 1975 году поезд был переведен в категорию скорых с присвоением номера 13/14. С 1979 года обслуживать «Каму» стали работники «Урал-Сервис», в том числе студенты. В последние годы на «Каме» работали только кадровые проводники. В 1980-е годы состав был окрашен в желто-голубой цвет.
С 1983 по 1990 год поезд следовал с Казанского вокзала Москвы под номером 62/61. Затем до 1999 года отправлялся с Курского вокзала, до 2007 года вновь с Казанского и с 2007 по 2010 годы с Ярославского так же под номером 62/61. В вагонах пассажиров ждали белые скатерти и фирменные подстаканники «Кама», а сам состав был окрашен в цвет волны с изображением чайки, напоминая о реке. «Катится, катится голубой вагон», - напевали тогда пассажиры.
Были в истории поезда и аварии. Так, в мае 2008 года недалеко от Нижнего Новгорода на переезде состав врезался в стоящий на путях грузовик. В результате аварии погиб помощник машиниста, пострадало 12 пассажиров. Электровоз, получивший серьёзные повреждения, был списан и порезан на металл.
До 2010 года фирменный скорый поезд «Кама» доставлял пассажиров до столицы за 21 час 18 минут и обратно в Пермь за 20 часов 55 минут. Состав из 17 вагонов проходил через Пермский край, Кировскую, Нижегородскую, Владимирскую, Московскую области и Удмуртскую Республику и пересекал Каму, Вятку и Волгу.
31 мая 2010 года поезд «Кама» совершил последний рейс из Москвы в Пермь. Он был отменен в процессе оптимизации и перешел к Горьковской железной дороге, попрощавшись со своим названием, а затем и с голубым цветом вагонов. На место старых вагонов пришли новые с корпоративным серым цветом РЖД, и рейс стал выполнять обычный поезд с номером 17/18.
В 2014 году был запушен новый фирменный поезд № 7/8 «Пермь-2 - Москва». В его составе было 7 плацкартных вагонов, 3 купейных и 1 вагон СВ. В 2016 году железнодорожники передумали и вернули название «Кама», однако через три года компания РЖД вновь приняла решение об отмене фирменного поезда № 7/8. По мнению компании, такая отмена должна была повысить эффективность использования подвижного состава и улучшить качество услуг. В последний рейс до Москвы «Кама» отправилась 30 сентября 2019 года.
ТЕКСТ решил вспомнить, как начиналась история «Камы», когда поезд стал визиткой пермяков и почему с брендом решено было расстаться.
Образцовый комсомольско-молодежный
Поезда из Перми до Москвы ходили и в довоенное, и в военное время. Первые составы доставляли пассажиров в столицу почти двое суток, затем время в пути сократилось в два раза. В послевоенные годы Пермская железная дорога не раз подвергалась критике со стороны пассажиров – не соблюдалось расписание поездов, следующих до Москвы. Вот тогда и решено было пустить образцовый состав. Им стал комсомольско-молодежный поезд «Пермь – Москва», первый рейс которого состоялся 25 августа 1947 года.
Впоследствии номер поезда постоянно менялся: сначала как 51/52, затем 88/87. В 1967 году «Кама» стала фирменной, и официальным днем рождения поезда стала считаться именно эта дата. С вокзала «Пермь-2» он стал отправляться под марш «Прощание славянки», звучащий из репродукторов.
«Прощание славянки»
Марш был написан в 1912 году штаб-трубачом Василием Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны. Позже он стал национальным маршем, символизирующим проводы на войну, на военную службу или в дальнее путешествие.
В 1950-е годы в Советском союзе под марш стали отправляться поезда до Москвы. Эта традиция началась со времен пуска между Москвой и Ленинградом поезда «Красная стрела», а затем распространилась и на другие города, в том числе Пермь.
Голубой вагон
До 1972 года поезд «Кама» под номером 88/87 отправлялся с Курского вокзала Москвы, затем с Ярославского. В 1975 году поезд был переведен в категорию скорых с присвоением номера 13/14. С 1979 года обслуживать «Каму» стали работники «Урал-Сервис», в том числе студенты. В последние годы на «Каме» работали только кадровые проводники. В 1980-е годы состав был окрашен в желто-голубой цвет.
С 1983 по 1990 год поезд следовал с Казанского вокзала Москвы под номером 62/61. Затем до 1999 года отправлялся с Курского вокзала, до 2007 года вновь с Казанского и с 2007 по 2010 годы с Ярославского так же под номером 62/61. В вагонах пассажиров ждали белые скатерти и фирменные подстаканники «Кама», а сам состав был окрашен в цвет волны с изображением чайки, напоминая о реке. «Катится, катится голубой вагон», - напевали тогда пассажиры.
Были в истории поезда и аварии. Так, в мае 2008 года недалеко от Нижнего Новгорода на переезде состав врезался в стоящий на путях грузовик. В результате аварии погиб помощник машиниста, пострадало 12 пассажиров. Электровоз, получивший серьёзные повреждения, был списан и порезан на металл.
Последний рейс
До 2010 года фирменный скорый поезд «Кама» доставлял пассажиров до столицы за 21 час 18 минут и обратно в Пермь за 20 часов 55 минут. Состав из 17 вагонов проходил через Пермский край, Кировскую, Нижегородскую, Владимирскую, Московскую области и Удмуртскую Республику и пересекал Каму, Вятку и Волгу.
31 мая 2010 года поезд «Кама» совершил последний рейс из Москвы в Пермь. Он был отменен в процессе оптимизации и перешел к Горьковской железной дороге, попрощавшись со своим названием, а затем и с голубым цветом вагонов. На место старых вагонов пришли новые с корпоративным серым цветом РЖД, и рейс стал выполнять обычный поезд с номером 17/18.
В 2014 году был запушен новый фирменный поезд № 7/8 «Пермь-2 - Москва». В его составе было 7 плацкартных вагонов, 3 купейных и 1 вагон СВ. В 2016 году железнодорожники передумали и вернули название «Кама», однако через три года компания РЖД вновь приняла решение об отмене фирменного поезда № 7/8. По мнению компании, такая отмена должна была повысить эффективность использования подвижного состава и улучшить качество услуг. В последний рейс до Москвы «Кама» отправилась 30 сентября 2019 года.
Татьяна Семилейская (пермская интернет-газета ТЕКСТ).
Реконструкцию трамвайных путей на улице Мира закончат в конце ноября
Подрядчик начал второй этап реконструкции трамвайных путей на улице Мира.